Музей истории Дворца
ПОИСК ПО САЙТУ

o4 QTUPUfugПо программе деятельности Музея истории Дворца, как центра гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития детей и подростков, прошел второй Семинар-осмысление «Патриотическое воспитание детей и подростков в программном поле образовательной и досуговой деятельности учреждения». Организаторы мероприятия: методист Татьяна Петровна Левитская и педагог-организатор Ольга Александровна Соловьева.

Цель семинара: выявить проблемы, найти пути и способы совершенствования патриотического воспитания детей и подростков в образовательном поле Дворца, положить начало подготовке комплексной программы (проекта) МОУ ДО «ДТДиЮ» по патриотическому воспитанию на 2016 – 2017 г.г. и встрече 80-летия Дворца.

Одним из выступлений, был доклад Лады Кузнецовой, руководителя студии журналистики «Дебют»:

«Всем взрослым, я уверена, известно значение слова «патриотизм». Конечно же, это – любовь к родине, большой и малой. Но чем оно, это слово, является для детей? Ведь помимо простого значения, которое можно найти в любом словаре, есть  еще и содержание, смысл патриотизма. И у каждого он может быть своим. Если раньше в ответ на вопрос о том, что такое патриотизм, дети чаще всего цитировали словарную статью о любви к родине, то сейчас нередко можно услышать такие мнения: «Быть патриотом, значит, хорошо учиться», «Патриот – это человек, который делами помогает своей Родине!»,  «Патриот защищает свою Родину!» Мне – педагогу и журналисту, безусловно, это приятно слышать, ведь ребята не бездумно цитируют давно известные фразы, а размышляют. Размышляют о сути патриотизма, исходя из своего пока маленького жизненного опыта. И это важно. Ведь можно сколько угодно вещать с высоких трибун о любви к Отечеству, размахивать флагами и кулаками, но при этом так и не стать подлинным патриотом, потому что рождается настоящая любовь к Родине не на трибуне, а в сердце. А любовь – это и доброта, и уважение, и понимание, и умение сопереживать, и потребность помогать другим. А еще – знания. Если в бою солдат накрывает своим телом гранату, чтобы спасти товарищей, он не просто выполняет свой воинский долг, это еще и акт патриотизма. А в мирной жизни? И как объяснить детям, что патриотизм в мирное время – это нормально, и проявляется он по-разному.

В последние годы мы все чаще сталкиваемся со словесными нападками на Россию со стороны других стран, впрочем, это было всегда. Нас обвиняют в варварстве, агрессивности, в отсутствии демократии, в повальной коррупции, в невежестве, пьянстве и  прочих грехах. И если бы это делали только чужие, но и своих, доморощенных,  «обличителей»  хватает. Как не утонуть в таком потоке негатива, и как объяснить это детям? Как сделать так, чтобы они могли с полным правом гордиться своей страной? Не так уж и сложно, на мой взгляд. И это не только хороший пример, который могут подать родители своим детям, и общество, в целом, но и знания, которые дети получают в семье и от нас, педагогов. Знания, которые помогут им делать правильные выводы и принимать взвешенные решения. Знания, которые дадут возможность найти достойные аргументы в словесной баталии. Знания, которые не превратят критику в критиканство или популизм.

Не так давно мы побывали с ребятами на выставке «Городецкая игрушка и гжель»  в Музее изобразительных искусств РК. Кажется, ну какое дело нам, юнкорам, до расписных свистулек и прочей керамики? А вот и нет! Чтобы по-настоящему любить и уважать свою Родину, нужно хорошо знать её историю, культуру, традиции. Спросите у окружающих, что они знают о «Гжели»?  Старшее поколение вспомнит, наверняка, красивую посуду. А молодежь? Знает ли она, где вообще находится этот старинный населенный пункт? И что этим промыслом занималась даже не одна деревня, а целый «куст» подмосковных деревень? Знают ли современные подростки, что в отличие от подавляющего большинства простых россиян того времени, гжельские крестьяне никогда не были крепостными, так как царь Алексей Михайлович свои указом закрепил всю Гжель за Аптекарским приказом для поставки глиняной посуды. Пригодятся эти знания ребятам, скажем, на уроке истории? Наверняка. А еще это достойный аргумент для тех, кто утверждает, что вся Россия была страной крепостных, и люди привыкли к рабству. Нет, не была. И не все привыкли. 

Или, например, близкая мне с детства тема пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений. Это действительно кладезь самой разнообразной и полезной информации! И на своих занятиях мы их используем как подспорье, когда придумываем заголовки к материалам. Но почти сразу возникает проблема: многие ребята не могут объяснить значение той или иной пословицы или поговорки, не говоря уже о том, чтобы рассказать историю появления того или иного выражения. А ведь всё это – наше наследие, культурное и историческое. И знать это – быть патриотом. 

В прошлом году в День Победы я с замиранием сердца наблюдала за колонной «Бессмертного полка», которая шла по улицам Петрозаводска. Дети, взрослые и портреты, портреты, портреты…Фотографии родных и близких, которые когда-то сделали, казалось бы, невозможное… А неподалеку от колонны шли юноша и девушка. В руках девушка несла букет красных гвоздик, и ребята их дарили каждому ветерану, который им встречался на пути. Историческая память и благодарность предкам – тоже патриотизм.

Однажды я прочитала замечательные слова Архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Дивный путь «малых дел», пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра — цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел». Почему я вспомнила о них? Одна из моих учениц – Марина Лебедева –  рассказала мне, как однажды подобрала на улице котёнка и принесла его домой. Обычное дело, на первый взгляд. Но позже ей захотелось узнать, а многие ли люди так поступают? Как потом складывается судьба таких «находок»? И она решила организовать движение « #добромяу и #доброгав», чтобы дать возможность горожанам рассказать свои истории, и показать самые простые проявления добра и милосердия в отдельно взятом городе. Может, для кого-то это окажется полезным?  А  интернет-газета «Столица на Онего»   поддержала её и открыла новую рубрику. 

Вот так, порой небольшими шагами, «малыми делами» мы приближаемся к пониманию того, что есть человек и зачем он. И что есть патриотизм.

P.S. Уже после того, как закончился наш дворцовский семинар, посвященный патриотическому воспитанию, на телевидении показали сюжет о Владиславе Тетюхине, бывшем совладельце одного из крупнейших предприятий России. То, что сделал он в свои 82 года, для многих стало неожиданностью. Владислав Тетюхин продал почти все свои акции, а вырученные деньги – почти 3,5 млрд. рублей вложил в строительство современного медицинского центра в Нижнем Тагиле. И теперь людям, которые страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата, не придется ждать операции годами. А, значит, здоровых и счастливых людей в России немного прибавится. 

P.P.S. Этот цикл семинаров по патриотическому воспитанию, который стартовал во Дворце, - очень нужный и полезный проект. Так, у каждого педагога, каким бы видом образовательной деятельности он ни занимался с детьми, есть свое мнение, свое видение и свои методы. А, значит, в рамках семинаров есть возможность аккумулировать этот бесценный опыт, поделиться с коллегами своими идеями и наработками. Ведь патриотическое воспитание детей - это коллективная работа и коллективное творчество, особенно, во Дворце, учитывая всё многообразие этого образовательного пространства".

n6558jMno6k

yC E87MyEpw