В процессе жизни человек постоянно осваивает и собственную культуру, расширяя ее границы внутри себя, преобразовывая окружающую природу и свою собственную сущность.
Есть основание рассматривать витье и плетение как наиболее архаичные формы преобразования природного материала, два универсальных принципа конструирования объектов культуры, которые послужили истоком самой идеи ткачества.
На уровне взаимодействия природы и культуры они отражают две принципиально различные стратегии моделирования объектов: витье (вращение, как динамическая вертикальная структура) - мышление в природе, внутреннее развитие объекта; плетение (статичная горизонтальная структура) - мышление о культуре, внешнее развитие объекта.
В традиционной культуре языком взаимодействия человека с природой является ритуал. Ритуальное скручивание, витье принадлежит миру природы и ее стихиям. Например, заломы, закрутки на полях были направлены на разрушение: порчу урожая и ослабление человека. А плетение и его объекты ориентированы на сферу культуры и человека в ней. В этой связи можно отметить плетни из ветвей в функции ритуальных границ. Когда умирал человек, разбирали плетень, раскрывали границу между мирами.
Соотношение витья и плетения как различных принципов взаимодействия стихии и человека прослеживается в связи с ритуальной функцией человеческого волоса. Распущенные или спутанные волосы (колтун) воспринимался в народных представлениях как символ связи с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, волхва, знахаря. Одновременно упорядоченные, организованные волосы, например заплетенные в косу, есть признак принадлежности к социуму. С этим связан один из основных моментов свадебного ритуала - заплетение и расплетение кос у невесты, обозначающее перемену статуса невесты внутри социальной структуры.
Соответственно нить, полученная скручиванием волокна символизирует движение и изменение: нить уже не растение, часть природы, но еще и не полотно, часть культуры.
С одной стороны, пояс обозначает переход человека от вертикальной структуры к горизонтальной, где его смысловая нагрузка начинает разрабатываться на уровне социального культуры. Он как бы проводит границу между внутренним и внешним, освоенным и неосвоенным.
Но если пояс обозначал границу, то полотно обозначало само пространство.
Полотно, интегрируя смысловые значения нити и пояса, вводит в ритуальный контекст новую функцию - покрывание как способ включения любых объектов в освоенное пространство, заполнение его.
Так, наблюдая трансформацию объектов ткачества в постоянно расширяющемся пространстве культуры, мы прикасаемся к истокам традиций, которые являлись для наших далеких предков способом бытия.
На выставке побывали обучающиеся программы «Взлетная полоса» (педагог Шугурова Н.В.), фотостудии «Взгляд» (педагог Баженов Е.А.), хор мальчиков «Пеллерво» (рук. Митрукова О.В.), «Kulkuset" («Бубенцы» рук. Н.А. Каширина), коллективы декоративно-прикладного отдела (руководитель Маркова И.В.), студии «Традиции и современность» (Саволайнен Н.А.). Детский музей благодарит Саволайнен Н.А. за предоставление коллекции «Берегиня», активное участие в презентации выставки.
Материал предоставлен Светланой Анатольевной Крыж