Осенью 2013 года вПетрозаводском ДТДиЮ появился новый коллектив, идейным вдохновителем которого стала педагог - хореограф Каширина Н.А., в недавнем прошлом, участница знаменитого фолк - театра «Карельская горница» под управлением Виолы Мальми. Каширина Н.А., много лет была преподавателем в не менее известномтанцевальном ансамбле «Созвездие». Своему новому детищу, детскому фольклорно - хореографическому ансамблю, Н.А. дала красивое карельское имя - «Kulkuset» («Бубенцы»).
На Земле живут люди самых разных народностей и национальностей. Каждый народ богат своей мудростью, своим творчеством. У каждого народа - своя жизнь. Как живёт народ? Как он выглядит? В какие костюмы одевается? Как сложилась его судьба? Какие произведения искусства он создаёт и как? Ответы на все эти интересные вопросы может дать наука о народном искусстве - фольклористика.
Сокровища фольклора велики: это старинные народные песни и сказки, древние легенды и былины, хитрые загадки, неожиданные считалки и прибаутки, весёлые пляски и наигрыши, мудрые пословицы и поговорки, затейливые вышивка и резьба по дереву, яркие народные костюмы и игрушки, деревянное зодчество... Всего не перечислишь.
В наше время остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Традиционная культура - духовная основа самосохранения народа. Именно поэтому, чтобы научить детей ценить, любить и знать культуру своих предков, а также воспитать в них чувство патриотизма, ответственность за себя и близких, трудолюбие и верность слову, идёт ежедневная работа в ансамбле «Кулкусет». И это, не столько работа собственно педагогов ансамбля (Кашириной Н.А., Юрьевой Л.В., Каширина А.Д., Лебедь Н.Н.,Калининой Ю.В.), сколько сотворчество детей, родителей и педагогов.
В ансамбле «Кулкусет» дети поют на русском, карельском и финском языках. В приоритете - карельский язык, поскольку мы живём на территории замечательного карельского края, мы хотим(!) изучать и сохранять родной язык, уметь читать по - карельски, правильно произносить в пении слова на карельском языке.
Изучению карельского языка посвящен один репетиционный день в неделю, когда дети с удовольствием изучают язык. С удовольствием, потому что занятия построены в игровой форме, новые слова запоминаются быстро. У педагога по карельскому языку, Калининой Юлии Викторовны, разработана своя, эффективная система, помогающая детям ненавязчиво, с лёгкостью погружаться в мир нового для них языка. Этому способствуют и многочисленные мастер-классы, которые проводит Алиса Петровна Губарева (карелка по национальности), педагог с огромным стажем и просто человек с большимдобрым сердцем. О том, как приготовить настоящую и очень вкусную карельскую калитку, Алиса Губарева рассказала детям на карельском языке. Польза двойная: и тесто научатся раскатывать правильно - тонким слоем, и новые слова заодно выучат. За неполных два года существования ансамбля, мы получили четыре незабываемых мастер - класса по национальной кухне Карелии, два из которых прошли в Арт - Слободе, а два - в ресторане «Карельская горница».
Выше было сказано, что песня точно выражает особенности национального характера, в той же степени это утверждение относится и к народной хореографии.Почти все карельские танцы исполняются на основе простого и бегового шага. Но когда смотришь, как танцуют кадриль например, в Калевале, где юноша ведет девушку в танце, или в Пряже, где танцуют на равных, кажется, что танцуют разные танцы.Взяв у русской хореографии так много - и сами танцы, и «замысловатые коленца», - карел остался верен себе в строгой, сдержанной манере исполнения, твердой, определенной поступи. Руки, принимающие три - четыре положения, гордо поднятая голова, прямая спина еще больше подчеркивают эту строгость. Если в русском танце любой притоп сопровождается наклоном корпуса вниз, то карел при этом вскидывал голову вверх, выпрямляя грудь. Скромность девушки - не в склоненной голове и опущенных глазах, как в русском танце, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо перед собой или на юношу, взгляд ее строг, ни тени жеманства, пустого кокетства. Она не заигрывает с юношей - зачем? Либо он её любит, тогда это ни к чему, либо он никогда не узнает о её чувствах, если его выбор пал на другую.В характере карела бескомпромиссность, честность, доходящая до щепетильности, чистоплотность. Отсюда и в танце ничего лишнего, все графично, чётко и определённо. Он лучше 1000 раз повторит один и тот же знакомый шаг, чем плохо сделает новый.Юноша не ведет девушку в танце, как России, а они крепко держатся друг за друга. Два гордых, два достойных один другого партнера. Танцуют они с таким же наслаждением, как ходят по грибы и ягоды, ловят рыбу, пекут рыбники и калитки.
До сих пор можно встретить в Карелии сказителей, плакальщиц, людей, помнящих старинные обряды. Не перестаешь удивляться, как чуду, когда понимаешь, что в памяти старожилов сохранились столь старые танцы как контры. Это объясняется еще одной чертой карельского характера- упрямством, нежеланием расставаться с вековыми традициями и обычаями.
Огромная нагрузка лежит на плечах музыкантов - концертмейстеров ансамбля «Кулкусет» - И. Горюшина и А. Каширина. Концертмейстер нужен буквально везде: и на концертной площадке, и в хоровом коллективе, и в хореографии, и на преподавательском поприще. Кроме того, А.Д. Каширин учит играть мальчишек на детских шумовых инструментах, а также на ложках, освоение игры на которых требует труда и терпения, благодаря таланту наставника, дети достаточно быстро освоили «тонкости» игры на ложках и с успехом выступили с интересным номером в Петрозаводске и в районах Карелии. Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания.
Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
И всё- таки, какую цель преследует ансамбль «Кулкусет», чего мы хотим достичь? Всё просто, мы хотим, чтобы наши воспитанники, когда они вырастут, стали хорошими людьми. А в данный момент - помогаем детям развить их творческие способности, разбудить их фантазию и заставить работать воображение, прививаем определённую эстетику и вкус, работаем над развитием музыкальности, чувства ритма, умением импровизировать, ориентироваться в музыкальных традициях, учим сотворчеству в коллективе, уважительному отношению друг к другу и многому другому.
Успех нашего ансамбля, я думаю,заключается в умении слушать и слышать друг друга, во взаимопомощи, иногда - во взаимозаменяемости и, главное - в сотворчестве педагогов, родителей и детей.
Наталья Лебедь, педагог дополнительного образования ДТДиЮ