Публикации детей
ПОИСК ПО САЙТУ

дебютКаждый раз, приходя в театр, я невольно стала задумываться над тем, что любой вид искусства не только поддается критике, но и нуждается в ней. Литература, живопись, архитектура, музыка – всё подвергается анализу, оценке, и с каждым днём становится лучше, рождается в новом качестве.

Театр – не исключение. О том, что же это за люди, зачем нужны театральные критики и как ими становятся, я узнала у Ольги Ковлаковой, известного в Карелии и за её пределами театрального критика и арт-менеджера.

 

 

- Ольга, вы помните свою первую встречу с театром?
- Я – городской ребенок, родилась в Воронеже. У нас был очень хороший учитель литературы. Она водила нас на все премьеры. Когда в 17 лет я уехала в Ленинград, то почти все свои деньги, которых было очень мало, тратила на билеты в театр. Даже ездила в Москву на спектакли.

- А почему вы решили учиться именно в Санкт-Петербурге?
- Это ближе и дешевле, чем в Москве.

- Вы окончили Ленинградский институт связи им. проф. Бонч-Бруевича, затем – магистратуру РГИСИ по программе «Исследование спектакля». А что можно исследовать в спектакле?
- Забавный вопрос. А вы как думаете? Именно спектакль и исследуется. Работа режиссера с материалом и с актерами. Сценография, звуковой ряд. Актерские работы. Место режиссера и спектакля в общем театральном контексте. Ну и множество разных мелочей, из которых сложился спектакль как результат творчества многих людей.

«Критика есть суждение, основанное на правилах образованного вкуса, беспристрастное и свободное. Вы читаете поэму, смотрите на картину, слушаете сонату, чувствуете удовольствие или неудовольствие – вот вкус; разбираете причину того и другого – вот критика». Так писал еще в начале 19-го века Василий Андреевич Жуковский, известный русский поэт и критик. И если отбросить в сторону различные технические достижения, благодаря которым современные театральные постановки стали более зрелищными, останется то, главное, о чём и говорит Ольга Ковлакова.

- Чем, на ваш взгляд, может помочь театральное искусство современному человеку?
- Тем же, чем и древнему греку. Еще Аристотель определил, что театр может оказывать на человека очищающее, даже терапевтическое воздействие. Только театр должен быть живым, а зритель открытым.

- Самый открытый зритель, пожалуй, это ребенок. А в каком возрасте, по вашему мнению, стоит приобщать детей к театру?
- Думаю, что это очень индивидуально. Одному ребенку уже года в 2-3 интересно, другому лучше не ходить лет до десяти. Наверное, самое важное – какой спектакль будет первым, а не в каком возрасте. Хорошо, если случится попасть на спектакль, который создан талантливыми людьми и соответствует внутреннему запросу ребенка.

- Чем же именно профессия театрального критика привлекла вас больше, чем актерская?
- В 17 лет я год ходила в театральную студию и поняла, что большой актрисой мне не стать, а средней нет смысла. Театральный критик – моя вторая профессия. Было желание разобраться в том, как театр устроен.

- А какими качествами, по вашему мнению, должен обладать настоящий актер?
- Ничего нового не скажу. Талантом и работоспособностью.

- Ольга, а можно ли сказать, что театр – ваше всё?
- Ну это, если считать, что вся жизнь – театр. Конечно, нет. У меня – мама, муж, два сына, кошка, сад. Мне необходимы переезды, перемещения, путешествия. В Европе я хожу в театр, но не так активно, как в России.

- Вы принимаете активное участие в мастер-классах, фестивалях и конференциях. Как вы считаете, человек в современном мире должен много учиться? И, главное, как и чему? Ведь мир так быстро меняется, нельзя за всем уследить и всё успеть…
- А разве бывают времена, когда не нужно учиться? Скорее не должен, а имеет возможность и сам решает нужно это ему или нет. Стоит только тогда, когда знаешь к чему. У каждого свой ответ на этот вопрос. Ну и, конечно, глупо пытаться за всем уследить и все успеть. Если слушать себя, то можно правильно выбрать чему и сколько учиться.

Ольга Ковлакова, действительно, очень активный и деятельный, разносторонний человек. Она работала руководителем литературно-драматургической части в Национальном театре Карелии, а последние два года – активный участник театральных мастер-классов и конференций: в ЯГТИ, ГИТИСе, участвует в различных фестивалях: «Территория», «Точка доступа», «Платоновский», «Новосибирский транзит» и других. Сотрудничает с журналами «ПТЖ», «Театр», газетой «Экран и сцена». В числе её проектов – сайт-специфик спектакль «Время, вперед?».

- Ольга, а в чём суть этого действа? Чем он отличается от прочих?
- Сайт-специфик спектакль – это спектакль, привязанный к конкретному месту. В данном случае к территории бывшего Онежского тракторного завода. Люди ходят по территории, а в наушниках у них звучат истории, связанные с прошлым и настоящим этого места.

Найдя себя и прекрасно понимая, чего она хочет, Ольга помогает всем, с кем встречается. Ремесленно-медийное пространство «Синий коридор» Алексея Бабенко, режиссера, продюсера, председателя союза кинематографистов Республики Карелия, стал частью её жизни и театральной деятельности. «Синий коридор» – это гончарная и швейная мастерские, киношкола и академия фотографии. Люди, любящие искусство, встречаются здесь на лекциях, в киношколе и делятся впечатлениями. Мне удалось там побывать, и с первого взгляда я поняла, что это за место. Место, где создается кино, где люди находят себе единомышленников и где царит взаимопонимание. И Ольга Ковлакова – часть этого пространства. Пространства творчества, искренности и счастья.

Елизавета Трифонова, студия журналистики «Дебют»