"Есть еще образование души..." (А.Дольский)
Зима уж на исходе... Нет, нет - никакой поэзии. Абсолютная проза жизни: снега осталось не так уж много, однако, в этом году не хватило времени встать на лыжи. А ведь катание на лыжах во время уроков физкультуры в школе для меня было любимым занятием. К чему это я о лыжах? Объяснить и просто, и сложно.
Творческое мышление - образно. Куда может вести лыжня? В глубину лет, в воспоминания.
А память - ассоциативна. Проследим цепочку: лыжи - физкультура - физрук ... Стоп!
А память - ассоциативна. Проследим цепочку: лыжи - физкультура - физрук ... Стоп!
Учителя физкультуры менялись у нас каждый год, а ещё регулярно приходили на практику студенты. Запомнился мне случай с одним таким практикантом - физруком.
На уроках дисциплина строгая, но студентов мы не боялись, поэтому в меру могли на занятиях шалить, пока «взрослый» учитель не наводил порядок.
И вот закончилась педагогическая практика. Студенты больше у нас не вели.
На уроках дисциплина строгая, но студентов мы не боялись, поэтому в меру могли на занятиях шалить, пока «взрослый» учитель не наводил порядок.
И вот закончилась педагогическая практика. Студенты больше у нас не вели.
Был месяц май: листва молодая зеленеет, птицы щебечут. Ещё пара недель - и каникулы. Вдруг на перемене приходит в наш шестой класс парень-практикант, что физкультуру вёл, и всех ребят к себе в круг подзывает. Выяснилось, что по плану педагогической практики в разделе «помощник классного руководителя» нужно ему для зачёта провести с нами внеклассное мероприятие: экскурсию, например. И он нас позвал... в музей! Мы откровенно обрадовались (ведь пообщаться с молодым педагогом вне урока интересно) и после уроков все как один, дружной мужской компанией отправились в краеведческий музей.
Помню, как специально для нашей группы запустили кинематический макет цеха Петровского завода, где колесо вращалось водой через систему приводов, и вращало стволы пушек на станках. Педагог удивлялся и восхищался так же, как мы - тринадцатилетние подростки. После экскурсии расходиться не хотелось, мы гуляли с ним по парку, разговаривали, и он признался, что никогда до этого не был в нашем музее, что сам он - не петрозаводчанин, и очень благодарен нам за то, что узнал много нового и интересного.
Больше мы никогда не встречались, и как зовут тогдашнего практиканта я, конечно, уже не помню. Но даже сорок лет спустя, вспоминая поход в музей, я снова испытываю радость, как ту, что мы разделили с педагогом.
В памяти остаётся не только знание, но и мироощущение. Есть память ума, но есть и память души. Радость творчества, радость открытия - вещь не менее важная, чем знания, умения и навыки. Делиться этой радостью, заряжать ею учеников - в этом, по- моему, и есть призвание педагога дополнительного образования.