Юные журналисты из клуба журналистики «Школьный Арбат» Дворца творчества ознаменовали уходящий 2016 год победами в двух серьезных конкурсах журналистского мастерства.
Республиканский конкурс «Событие нашего района» был посвящен дополнительному образованию, а городской конкурс экологических репортажей «Мир вокруг тебя» защите карельской природы.
Семиклассник Ломоносовской гимназии Артем Куликов и десятиклассница этой гимназии Елизавета Бурова завоевали в этих конкурсах первые места.
Мы публикуем материалы победителей.
Вирус творчества
Вы выдели, как соревнуются роботы? Не просто роботы, а умные машины, сделанные руками ребят? Не было такой возможности? Тогда давайте вместе с вами отправимся на открытые республиканские соревнования по образовательной робототехнике Roboskills. Этот турнир проводится в Петрозаводске. Соревнуются команды девчонок и мальчишек из разных школ. Тех ребят, которые попробовали это трудное, но очень захватывающее занятие – создать собственного робота.
Мне хочется передать атмосферу этого события, рассказать, что же на нем происходит.
Подготовка к соревнованиям начинается задолго до назначенной даты. Оргкомитет разрабатывает программу. И в командах закипает основная работа. Ребята разрабатывают собственные модели роботов из базовых школьных конструкторов и программируют их. У них получаются настоящие электронные машины, способные выполнять различные задачи. Занятия робототехникой раскрывают наши таланты, будят фантазию, расширяют кругозор. Вполне возможно: в будущем для кого-то это сыграет важную роль.. Роботы наши повзрослеют, поумнеют: увлечение может перерасти в профессию.
А пока, сегодня – соревнования наших роботов. Это значит - открытия, новые знакомства, яркие впечатления.
Соревнования молодежные - их участникам от одиннадцати до восемнадцати. Люди постарше - это наставники, члены жюри или просто гости соревнований.
Вокруг радостная, непринужденная, дружеская атмосфера. Многие ребята знакомы между собой. Это увлечение очень объединяет: такой, не вредный, а, наоборот, очень полезный вирус творчества заразителен. Здесь весело общаются, делятся последними новостями, новыми разработками. За столами, где готовятся к выступлению, шумно - такая многоголосица из звуков настраиваемых роботов. Один тарахтит мотором, другой дребезжит гайками, третий издает только ему свойственные звуки. Команды репетируют свой выход, дорабатывают роботов: совсем скоро старт.
Подумать только: все эти машины ребята не только сами придумали, но и сделали своими руками! Роботы, которых они смастерили, казалось бы, из одинаковых деталей, но совсем разные на вид. У каждого своя индивидуальная конструкция.
Говорят, сегодня будут демонстрировать роботов в нескольких номинациях. Что ж, давайте посмотрим.
"Лабиринт», «Езда по линии», «Робосумо», а также «Футбол».
Затаили дыхание и… выдохнули. Наконец-то самое интересное начинается!
Одно из предложенных испытаний называется "Лабиринт". Авторы выставляют Робота, который, как Тесей из Древнегреческих мифов, попадая в лабиринт, должен преодолеть его беспрепятственно, не касаясь стенок. Думаете, легко? Нет, конечно. Получается это у разных роботов тоже по-разному. Членам жюри надо быть очень внимательными – ни одной ошибки не пропустить.
А вот, "Езда по линии". Здесь перед роботом стоит другая задача. Надо по заранее написанной собственной программе за максимально короткий срок проехать по извилистой чёрной линии и при этом ни разу не сбиться с пути.
Еще одно испытание. На этот раз соревнуются роботы-борцы. На условном татами, разворачивается настоящий бой роботов - сумоистов. Это - "Робосумо". Победу одерживает тот, чей робот первым выталкивает соперника за пределы круга.
Теперь необычный "Футбол". Необычность вот в чем: роботы находятся на поле, а ребята с пультами управления за полем. Участники футбола должны проявить умение, тактику, смекалку и хитрость: забить гол в ворота соперника и победить.
Игра-игрой, но на основе этих игрушек разрабатываются алгоритмы работы роботов, которые будут использоваться в реальной жизни. Например, на основе алгоритмов "Езда по линии" могут получиться автономные роботизированные тележки, которые будут перевозить груз по складам, цехам и целому производству.
Всем заявленным участникам предоставляется возможность показать подготовленных роботов в работе. Никто из участников не знает, как поведёт себя его робот в тех или иных испытаниях. Я со своей моделью робота тоже не раз участвовал в таких соревнованиях. Поверьте, даже предположить невозможно, что там увидишь. Вначале это остается тайной для зрителей и для самих участников. Но соревнования тем и интересны, что всегда неожиданны и увлекательны.
А самое интересное, конечно, в конце: жюри подводит итоги и объявляет победителей и призёров. В каждой номинации - свой победитель.
На прошлых соревнованиях в номинации "Робосумо" мне посчастливилось быть победителем. Вдруг и мой труд пригодиться? На основе разработки моего робота в будущем можно будет создать робота-поисковика в трудных для человека условиях.
Остаётся пожелать всем, кто заразился этим полезным вирусом робототворчества, пройти еще не одни испытания. Как говорится: через тернии к звёздам!
Артем Куликов, 7 класс Ломоносовской гимназии, клуб журналистики «Школьный Арбат» ДТД и Ю Петрозаводска
Доработка перед стартом
Удивительные конструкции роботов
Поле ждёт робофутболистов Извилистая линия
Помогите Лососинке
Мне повезло, Ломоносовская гимназия, где я учусь уже десятый год, стоит в центре города в очень живописном месте на берегу реки Лососинки. Раннее утро. Я иду в школу и всегда любуюсь речкой, деревьями, которые ее окружают. Сейчас они в золоте и охре. Осенний листопад – самая красивая пора.
Я слушаю легкое журчание бегущей воды. Эта мелодия природы настраивает на предстоящий день, помогает войти в повседневные дела и заботы. Но не всегда я в радужном настроении. Вот кто-то бросил в речку пустую бутылку из-под кока-колы, она скачет по волнам, пока не опустится на дно и не останется лежать мертвым грузом на дне реки. А бывает и того хуже. Когда волонтеры, в том числе и из нашей гимназии, очищают берег Лососинки, какой только «улов» они не вытаскивают: покрышки, аккумуляторы, куски ржавой проволоки, осколки стекла! Мне кажется, что и вода в речке за девять с лишним лет моего близкого знакомства с нею, тоже изменила свой вид – стала более мутной, не такой чистой и прозрачной, как раньше.
Я серьезно занимаюсь биологией, меня волнуют экологические проблемы, а что может быть важнее состояния реки, на которой стоит моя школа! И вот я решаю заняться таким исследованием. Это целая наука со своими специальными терминами.
Попробую популярно объяснить некоторые из них. Площадь, с которой загрязняющие вещества стекают в реку, называется водосборной. В последние годы системы мониторинга поверхностных вод, как в России, так и за рубежом, существенно изменились. Очень важным стал биологический контроль. Основан он на методах биоиндикации. Сейчас объясню, что это значит. Дело в том, что в воде живут целые сообщества водных организмов. Вот их-то и можно использовать в качестве биоиндикаторов – определять по ним состояние водных экосистем и качество поверхностных вод. Биоиндикаторами могут стать практически любые живущие в воде животные, их популяции и сообщества. Однако наиболее точно можно судить о состоянии водной среды, об ее изменениях, если изучить зообентос. Макрозообентос– это совокупность беспозвоночных, чей размер тела больше двух миллиметров. И что важно – эти живые организмы находятся не в толще воды, а населяют дно водоемов, водную растительность, а также другие субстраты. Они живут дольше, ведут оседлый образ жизни, поэтому по состоянию зообентоса можно судить не только об экологическом состоянии водоема или водотока в целом, но изучить и конкретный его участок. Меня интересует участок в районе нашей гимназии. Однако систематика беспозвоночных очень сложна, определить их вид неспециалисту практически невозможно. Но у меня есть выход: я могу изучить показатели тотального макрозообентоса и таким образом достигнуть своей цели – дать оценку состояния реки Лососинки методами биоиндикации по организмам макрозообентоса в районе Ломоносовской гимназии.
И вот надеваю высокие резиновые сапоги и начинаю собирать гидроматериал. Всего беру четыре пробы. В них – ил с зарослями высшей водной растительности.
Теперь пора в лабораторию. Каждую из проб разбираю с помощью стереомикроскопа Макромед по систематическим группам. Получаю результаты, делаю выводы. Они такие:
макрозообентос реки Лососинка представлен шестью группами организмов. Численность всех групп макрозообентоса варьирует от 350 до 500 экземпляров на квадратный метр, при общей биомасе от 98 до 113 миллиграммов на квадратный метр.
Так что же показали методы биоиндикации? По индексу Майера качество воды реки Лососинка в районе Ломоносовской гимназии характеризуется умеренной загрязненностью. По индексу Скотта – плохим состоянием.
Так что выводы мои нельзя назвать утешительными.
Карельский писатель Владимир Данилов любил природу и защищал ее не только в своих литературных произведениях. Долгие годы он был редактором редакции новостей радио Карелии. По свидетельству его коллег природоохранная тема всегда присутствовала в этих программах.
Мне хочется, чтобы результаты моих исследований и мой небольшой репортаж тоже не остались без внимания. Давайте все вместе поможем нашей речке Лососинке!
Елизавета Бурова, 10 класс Ломоносовской гимназии, клуб журналистики «Школьный Арбат» ДТД и Ю Петрозаодска