Программа «Школьный Арбат»
ПОИСК ПО САЙТУ

P1040040Учитель начальных классов  Надежда Николаевна Волкова - гордость нашей гимназии. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» она названа в пятерке  лучших учителей Карелии.  У  этого человека можно поучиться не только тому, что дает  ученику школа,  гораздо большему.

О Школе,  Жизни и Любви наш разговор...

-  Надежда Николаевна, любой путь к победе, ведет через испытания. Главные ступеньки на пути к этой победе?

-Лестница, состоящая из этих ступенек довольно крутая. Как всегда в таких случаях требуется представить немало документов, отчитаться о своей   методической работе. И все не  только на бумаге, а перед своими коллегами-учителями, перед  студентами, которые  еще только станут учителями.   Представь себе: на тебя смотрят десятки глаз твоих коллег  или будущих коллег.  Смотрят внимательно: какими такими секретами ты можешь поделиться? Чего такого они не знают?

- Страшно было?

-Дело в том, что училась я сама в нашем пединституте, поэтому многие  педагоги были мне хорошо знакомы,  перед ними  было    не так страшно, а вот глаза студентов  смотрят как-то особо испытующе и внимательно:ждут разговора честного, откровенного.   Это большое удовольствие - выезжать в район:  думаю  именно там,  в  маленьких городках и поселках рождаются настоящие учителя. Почему-то вспомнилась моя родина - Сегежа: такие  земные, добрые мои  педагоги. Имея самые минимальные возможности, старались  дать  нам самое главное, то, без чего жизнь будет не полной.

-Там началась ваша педагогическая биография?

-Да, именно там. Вся моя сознательная жизнь школьницы, ученицы музыкальной школы, потом учителя. В Сегеже до сих пор живет моя первая учительница Маргарита Георгиевна Талалаева.   Школа для нее святое. Сына вырастила,  который стал директором школы. Кстати, директор моей школы Тамара Васильевна Скоморощенкова до сих пор за рулем.  Прошлым  летом ездила на выпускной к одиннадцатиклассникам, своим бывшим ученикам.

 

-И первый ваш урок был в этой школе?

-Да, и как любой первый урок это был урок с ошибками, когда еще не до конца понимаешь, с чем ты пришла к своим ученикам, это  приходит позднее. Но у  меня были очень хорошие наставники. Помню Веру Ивановну Левшук. Мы с ней указку как инструмент учителя сразу убрали.

-Есть в ней что-то пугающее, утверждающее, даже мешающее думать...

-Вот именно. Поэтому я всегда обходилась и обхожусь без указки.  Вера Ивановна мне сказала: «Не стой,  не замирай у доски, иди к детям». Просто  выпихнула к ним. И вот до сих пор я хожу по классу,   стараюсь быть не перед ними, а вместе с ними, с моими учениками.          Начиналось все для меня в 1990 году,  тогда я провела свой первый урок.

-Трудное это было время, про него часто  вспоминают...

-Да. Не было учебников, что-то мы сами перепечатывали, работали по листочкам, напечатанным на машинке, делали ксерокопии. Тогда начала работать по системе Занкова, очень интересной прогрессивной системе. В школе ничего не было:  стены,  парты, и я. Школа - новостройка. а все остальное несешь из дома.    Пятнадцать лет в этой школе.

-А как в нашей  37-ой гимназии оказались?

-В 2005 году приехала в Петрозаводск,  чтобы дать образование своим детям. О том, что стоит такая гимназия на речке Лососинке даже не знала. Взяли меня в одиннадцатую  школу воспитателем группы продленного дня. А мне так хотелось вернуться к работе учителя!  Ночи в слезах, уже были мысли вернуться назад, в Сегежу. И вдруг звонок от Людмилы Васильевны Хазовой, которая поднимала наш занковский дух:

-Хочешь работать по системе Занкова в 37-ой гимназии?

-Конечно!!!

И вот я по будням  воспитатель, а в гимназию бегаю по субботам в «малышкину школу»  растить своих будущих учеников.  Сейчас они уже девятиклассники, это 9б,  класс Натальи Айказовны Аловой. Спасибо ей, что она ведет их за собой! А  второй мой выпуск-  пятиклассники,  5в.

Вот так с трудом , через тернии к звездам,  здесь оказалась. Уже девять лет.

-Надежда Николаевна, давайте вспомним какие-то  моменты вашей жизни в стенах гимназии.

-Мой первый класс помогали сформировать родители. Ребята были в основном из военных семей. Папы по первому зову приходили  помочь  с мальчишками. Мамы, хоть и заняты были семейными делами, тоже никогда не отказывали. Не могу сказать, что много мы вкладывали материального, больше духовного,   это было самое главное.

Хочу вспомнить самое начало. Первый класс. Приглашаю родителей на урок.  Они - полноправные участники урока. Для них это было неожиданностью - не просто сопроводить ребят в столовую, понаблюдать, посмотреть,  а пересесть за парту к своему сыну или дочке, помочь что-то смастерить, поучаствовать в сценке, что-нибудь нарисовать вместе.

Говорили, что просто не заметили, как прошел такой день   и  тот самый сложный адаптационный период, как мы это называем.  Не замечали шумных перемен, потому что на переменах вместе с ребятами играли. Это повторилось и со следующими первоклассниками. И сейчас повторяется.

Когда ребята стали подрастать, мы с ними обошли все музеи города. С ними и с родителями. Это в выходные. Родители всегда были вместе с нами и понимали, что происходит с детьми.

В третьем классе начался новый предмет - «Исследовательская    деятельность».

-А не слишком ли это громкое название для третьеклассников?

-Посудите сами.  Даже маленький ребенок. Совсем маленький... Разве он не исследует мир, когда делает свои самые первые шаги? Когда берет в руки любой предмет,  пытается попробовать его на зуб.    Исследовать это  - трогать, нюхать, ломать. Мамы удивились: «Можно ломать?». - « Конечно! А как без этого!».

Я приводила примеры удивительной  школы Монтессори, где ребенок развивается в процессе исследования пространства. Обыкновенный камень надо потрогать и попытаться сломать. Дощечку тоже.  В третьем классе мы перенесем наши попытки исследовать. Уже на другие  предметы, конечно. Не обязательно все ломать. А в четвертом уже в предметы,  которые изучаем. И это пошло у нас «на ура».  Они с таким удовольствием готовили свои маленькие на первых порах выступления.

Самое главное - помочь ребенку научиться задавать вопрос.  задавать  Значит,  он  будет учиться и на него отвечать. А вот помочь научиться отвечать -  уже моя задача.  Ребенок думает: кто же ему поможет  ответить на  вопрос? Учитель, это понятно. Оборачивается назад: на задних партах сидят родители.  Может, они? И это правильно. А на открытых уроках порой сидят совсем незнакомые учителя. Страшно к ним обратиться за помощью. А что если попробовать сделать  шаг навстречу незнакомому человеку?

Сейчас очень часто просят сформулировать педагогическое кредо. Оно у меня существует уже много лет: совершать открытия вместе с детьми. Они начали  делать сообщения о своих первых открытиях. Свои первые, пока простенькие презентации. «Я хочу вам рассказать, почему у птицы есть крылья». «Я хочу вам рассказать, как я вырастил морковку».  Наблюдал, как из зернышка сначала появились всходы, как они росли, как потом вырос плод. Фотографировал все ступеньки роста.  Настоящее исследование для третьеклассника.

Или « Как я вырастила фасоль», и на урок приносит свою фасолинку.  Каждое исследование должно завершиться  результатом.  Их тридцать, и у меня было тридцать результатов их труда.  Их маленьких, на первых порах, исследований. И на каждом уроке пятеро из них про свои открытия рассказывали. Получается, что  мироощущение расширяется у всех тридцати, они совсем иначе начинают смотреть вокруг себя.

Говорили о чудесах света,  были на Байкале,  забирались на  Хибины, были альпинистами, и все потому, что задан был такой  вопрос ребенком. Каждый раз, когда  уезжают на каникулы, они получают задание: «Смотрите внимательно вокруг, исследуйте!  Вы бываете в тех местах, где меня нет рядом с вами».

И они исследовали. Ходили на залежи солей. Зимой в Мурманской области измеряли толщину льда. Изучали качество воды на озере Байкал. Были на Мертвом море и, действительно убедились, что вода на нем держит,   не тонешь.  Вместе с родителями один мальчик был  в Сочи на Олимпийских играх и рассказал нам всем об этом. Получается и весь класс, и я вместе  с ними побывали во всех этих местах. Мои нынешние выпускники  только только начали учиться в пятом классе, а я уже могу представить, кто кем станет. Одну из девочек  могу представить  автором рассказов или повестей. У не даже есть опыт соавторства с одной норвежской писательницей. Другого мальчика  представляю физиком, очень он глубоко и серьезно уже сейчас разбирается во во многих физических явлениях, а главное - ему это интересно.

-А с нынешними первоклассниками как?

-Будет видно!Ведь еще у нас только начало.  С прежними знаешь как было? Вот возник у нас такой вопрос: « В чем польза каши?» Кстати, проблемы с правильным питанием были серьезные, бегали с булками, в столовой ели плохо. И вот с помощью Ксюши мы стали исследовать этот вопрос. Она нам так подробно рассказала и показала, какие каши,  например, нам полезны для ума. Ее,  тогда еще первоклассницу, взяли даже вне конкурса на конференцию, потому что было очень полезным и интересным ее выступление.  С нынешними ребятами тоже будем что-то придумывать.Ребята интересные, любознательные, сведущие в информационных технологиях. Тем не менее мы сделали некоторый запрет на планшеты, мобильные телефоны, чтобы они их не отвлекали. Немножко перестроились. Детство - это игра.  Я  сказала: «Ребята, с нами учатся игрушки, приносите их с собой». Поэтому, если зайдете в наш класс увидите и танцующих игрушек, и поющих. И машинки, и хоккей, и футбол. Шахматы, мозаики. Все что можно собирать, над чем думать,  размышлять . Родители, естественно,ждут каких-то результатов. Я говорю: «Не торопитесь, главное,  чтобы  были здоровы,  росли хорошими людьми. Очень важно научить их уважать и слышать друг друга, делать добрые дела.  «Добрым быть совсем-совсем непросто, не зависит доброта от роста»-  под таким девизом будем стараться жить.

На днях у нас было первое доброе дело. Неожиданно остался хлеб, мы его забрали и пошли на экскурсию:  смотреть уточек. Если бы мы закричали, уточки бы вспорхнули и улетели. Я сказала:

-Ребята, мы пришли в гости. . Давайте войдем осторожно.

И мы тихонечко вышли из кустов. Никто от нас не улетел..

-Завидую вашим ребятам...

-Понимаешь, просто каждый день для меня -  открытие чего-то нового. Иду и думаю: «Что день грядущий мне готовит?». Сегодня я, например, открыла для себя  чудесную музыкальную игрушку, я от них немножко отстала. Девочка ее включила,а игрушка сказала:

-Добрый день, ребята, наконец-то я проснулась. Давайте потанцуем.

И мы все стали танцевать.

Игрушка поет, а мы танцуем. Они танцуют, и я вместе с ними. Ребенок должен играть. Учеба идет вместе с игрой. Тогда учиться радостно и  интересно.

Интервью взяла Валентина Лимбакова, 10б