История Дворца
ПОИСК ПО САЙТУ
z_05498952
Дорогие друзья! В ноябре в Москве состоялась конференция «Современная педагогика: от сотрудничества к сотворчеству», в работе которой принимала участие Галина Анатольевна Разбивная. Предлагаем вашему вниманию выступление Галины Анатольевны. И мы уверены, что едва ли найдется хоть один житель нашего Дворца, которого оно оставит равнодушным и безучастным.
Это наша история, наше прошлое, настоящее и будущее!
Директор МОУ ДОД «ДТДиЮ» О.Н. Старшова

Сотворчество – исток педагогического вдохновения

Многоуважаемые коллеги!

Я из замечательного края нашей России – Республики Карелия. И мой взгляд на творчество и сотворчество во многом определяется этим фактом. Для меня сотворчество – это не только созидательное взаимодействие всех участников образовательного процесса, но и взаимодействие человека с живой Культурой.

Наша республика – благодатная земля для творчества, а сотворчество для нас уже много лет является: истоком педагогического вдохновения, психологической идеей, ключевым понятием  педагогики, высшей образовательной ценностью.

В моей Карелии живут карелы, вепсы, финны, и хотя процент коренных народов невелик, все проживающие находятся в финно-угорском мире. У нашего северного народа времени – вся жизнь, и в то же время человек севера секунду чувствует. Упрямство нашего ученика в том, что если он принял решение, навряд ли его изменит. Быстрота действия считается не самостоятельностью побуждений. Финно-угорский мир считает себя частью природы, жителям республики не привыкать завоевывать скалистую почву. Северянинлюбуется клюквой на кочке и проявляет природную осторожность.     

Кроме того, Карелию освещают великие ценности: три острова Валаам, Соловки, Кижи – важные опорные конструкции севера России с четко выраженной идеей промыслительного просвещения и предназначения; три великих водоема – Белое море, Ладожское и Онежское озера; три одноименных Преображенских храма. Эти ценности – аккумуляторы народной и духовной энергии Карелии. Они яркий пример единства начал народной культуры – экологической, литургической и хозяйственной.

Наша республика – родина древнерусских героических былин и карело-финского эпоса «Калевала. Эти ценности -  бескрайние возможности для освещения наших педагогических идей.

Карелия является одним из родоначальников коммунарского движения и педагогики сотрудничества. Активное коммунарское движение зарождалось в Карелии, в ее столице – Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Перми, Соликамске, Архангельске, Горловке, Москве. Коммунары развивали идею сотрудничества в коллективном творчестве со старшеклассниками и студентами. Тогда в 60-70 годы наш девиз был «Все дела творческие – иначе зачем». Нам помогали идеи Симона Соловейчика, мы вслух читали великого педагога Януша Корчака «Как любить ребёнка», для нас была интересной «Педагогическая поэма» Антона Макаренко. Мы – юные и дерзкие, искали позитива и красок. Явление было заразительным, сопровождалось коммунарскими многодневными сборами, «зимовка», «веснянка», «оптимист», рождались коммунарские лагеря «Ивинка», «Молодая гвардия», «Товарищ», позже педагогическая деревня в п. Святозеро «Юный педагог», активно развивалось движение ребячьих комиссаров. Мы  были романтиками и мечтателями.

Мой первый доклад на научно-педагогической конференции в Орленке назывался «Романтика в жизни пионерского отряда». Мы ездили с ребятами в старый Крым, на родину Александра Грина. Алые паруса так и остались моим профессиональным символом. Через коммунарство прошли сотни ребят Карелии. Нас упрекали: «что вам, комсомола не хватает?». Теперь я бы ответила просто: в комсомоле не всем было комфортно, могли исключить: за двойки в школе, за нечаянную любовь, а из коммунарского движения ты мог уйти сам, и вернуться тоже мог. Это время было активным этапом развития сотрудничества. Сотрудниками в творчестве были старшие, а участниками яркого трудоемкого порыва были младшие. Мы пытались создать образ идеального гражданина. Присутствовали в наших дискуссиях категоричность, непримиримость, достаточно яркий пафос. Это было время поиска новых идей, оно стало для нас трамплином, с которого мы и «прыгнули» в сотворчество. Сотворчество отличалось от сотрудничества, во-первых, самим понятием – в сотрудничестве нет корня «творчество». Рядом с сотрудничеством и сейчас идет наставничество (ставить, указать дорогу), волонтерство – «поставить на ноги».

Сотворчество это постоянное открытие самого себя и премьеры для коллективного развития! Произошел переход от совместного труда к совместному творчеству  и понимание, что этот процесс стал возможен для нас благодаря науке психологии и гениальной команде доктора психологических наук Сергея Степанова, которая была приглашена в Петрозаводский Дворец творчества детей и юношества, и где я в то время была директором. И в наших педагогических открытиях начался не переполох, а солнцеворот.  В большом ребячьем кругу (до 300 человек) все громче звучали песни Визбора, Высоцкого, Окуджавы, Дольского, «Мне звезда упала на ладошку, я ее спросил – откуда ты», «Я хочу любить и быть любимым, и хочу, чтоб не болела мать».

Многие мои единомышленники прошли воспитание, а возможно и испытание сотворчеством. На первых, специально организованных рефлексивных практиках, в период погружения наблюдалось и бойкотирование, и недосказанность, недоверие, но мягкая настойчивость и неспешность помогли нам становиться неординарными, не стесняться своих невозможностей, отыскивать корень человечности. Уходила агрессивная принципиальность и приходила долгожданная справедливость. Дело дошло до того, что меня,  директора Дворца детей и юношества избрали народным депутатом СССР. Это были первые в нашей стране демократические выборы, и я была тогда на пике вдохновения. Дети Дворца на огромном плакате нарисовали свои ладошки и в каждой написали свой наказ.

В то время мы не закрывали, а преумножали ценности дополнительного образования детей. В тяжелые 90-ые коллектив был настолько отважным, что мог удержать 6 тысяч детей и их родителей в хорошем настроении  даже построить «лестницу» развития каждого со ступеньками:

ДАР – РОЖДЕНИЕ – ВЫБОР – ШАНС – УСПЕХ – ВОСХОЖДЕНИЕ – ДАР.

Все вместе разработали «доверительную грамоту», где прописали: каждый педагог имеет свою собственную миссию в жизнетворчестве с воспитанником, относится к ребенку как к источнику своего профессионального развития и его творческого дерзания. Педагог учится признавать другого коллегу и считать, что это признание – возможность собственного педагогического роста. Мы были  посредниками между воспитанником и взрослым миром. Наш педагогический коллектив причащался культурой и приумножал ее ценности. Самое главное – общие размышления, уникальные по своей открытости дискуссии позволили многим осмыслить ценность собственного дела. Кстати, оценка для нас стала антиподом ценности и союзником цинизма, а детство – царствием свободы. Появилась возможность поиграть словами, открыть новые смыслы, рождались новые события с огромным терапевтическим и психологическим эффектом. Прежде всего, балы.

Во Дворце танцевали все: дети, педагоги, родители. Идея распространялась по республике: балы выпускников, балы будущего, семейные, бал, как пир культур, балы Наташи Ростовой, лицейские балы, балы союза пушкинских школ, кадетские и международные. Это были ярчайшие практикумы для участников. Особенно важен был процесс подготовки. «БАЛовство» успешно продолжается вот уже более 20 лет.

Когда у меня лично случился юбилей, мы придумали «Бал у Галки», я была главной «баловницей», более 500 человек, четыре часа радовались и смеялись, дурачились от души, многие говорили, что после «Галкиного бала» захотелось жить и делать что-то, не терять время и не ждать милостыню.

В это же время нам удалось во Дворце создать несколько проектов: Детский двор «Карнавал», Школа горожан «Соцарствие», «Открытый университет культуры для родителей и радетелей детства», Театр несыгранных в детстве ролей, общеобразовательную Петровскую школу, центр «Гармония» для детей с проблемами в здоровье», театр подростков «Ориентир», многопрофильный колледж искусств. Для педагогов работала Школа рефлексивной гуманистической психологии, которая сумела создать систему постоянно действующих психолого-педагогических семинаров по проектно-инновационной культуре не только для работников дворца творчества, но и для психологов, директоров школ, лидеров районных отделов образования.

Кстати, кульминацией моего творческого вдохновения была переписка с коллегами, родителями,  детьми. Это были письма – обмен вдохновениями, я их храню, эти письма, как самые дорогие грамоты. Родители писали: «Бежите по Дворцу, раскидываете улыбки и всем спокойнее», «У вас идеи всегда горячие, как Солнце», «Встреча с Вами имеет лечебный эффект». Конечно, меня это вдохновляло.

Наши педагоги могли выехать на российские научно-практические конференции целой командой, например, в институт педагогических инноваций, к доктору психологических наук Виктору Слободчикову, который именно тогда подчеркивал: «Дополнительное образование – это встреча поколений, так как именно здесь для детей и подростков устраиваются межвозрастные встречи, что именно в дополнительном образовании главный ориентир – норма индивидуальной судьбы ребенка и отношение к его естеству благоговейное. И преимущество дополнительного образования в том, что оно работает с человеческой интересностью».

Коллектив Дворца постоянно любопытствовал, не мог иначе. Мы могли закупить вагон и съездить в Москву, в театр Натали Сац, а затем, в Министерство образования России к гениальному академику Александру Асмолову. Помню,  как в его небольшом кабинете мы уместились на одном стуле по три человека, но смыслам, идеям, поэзии, уникальной прозе не было с нами тесно. Тогда Александр Григорьевич нам сказал: «Дополнительное образование в Петрозаводском Дворце детей не призывает, а уже решает детские проблемы, что новизна состоит в праве участвовать в поиске смысла жизни для другого поколения. Дворец расширяет экологию детства. Именно внешкольное творчество – это возможность посадить детей не запарты, а за детский интерес». Примечательной была коллективная поездка в Питер, захотелось посидеть в кафе Пушкина на Невском, встретиться с коллегами – всегда гостеприимными и щедрыми.

В 1998 году на итоговом семинаре-практикуме с педагогами дворца «Моя творческая судьба или откровения пятнадцати» прозвучало:

Татьяна Марусенко - руководитель школы космоса при обсерватории Дворца: «Для меня открытие дворца была первая рефлепрактика после которой люди стали контактнее, многое стало понятнее. Постоянно чувствую негласную помощь. Сначала я работала в одном дворце, а теперь совсем в другом!»

Сергей Стангрит – руководитель фольклорного ансамбля «Воробьишки»: «Для меня изменения во дворце – это торжество смыслов. Любовь и гуманизм на первом месте. Я ушел от системы дрессировки. Хочу в нашей общеобразовательной школе дворца создать музыкально-математический класс. Особая радость от чистого чувства, что я уже носитель новой методики, которую еще не описал, но я ее знаю и чувствую. Привлекает творчество с «неодаренными» детьми».

Светлана Жульникова – руководитель научно-археологической школы: «Теперь у нас время проектов: музей «Под открытым небом для всех», «В гости к первобытным людям». Уникальна сама по себе возможность творить. Делать то, что ты хочешь и менять свои планы. Радует то, что люди рядом все такие же. И вообще во Дворце остались те, кто может делать достойное и великое».

Ирина Маслова – руководитель программ «Гармония»: «Для меня дворец – это всё: это и сцена в большом зале,  спектакль, в котором участвовали многие педагоги «Рефлексивная травматология».

В  то время и я, как директор, мечтала открыть цикл авторских вечеров, вечеров-импровизаций для родителей «объяснение в любви» и театр радетельско-родительского искусства для молодожёнов-выпускников Дворца, школу рефлексивно-гуманистической психологии для подростков города. И теперь через 15 лет моя дочь Бойко Екатерина – детский врач, психолог, продолжает развивать эти идеи в своем семейном центре «Вереск». Я рада, что ценность семьи -  главной энергии нации поддерживается, и важный предмет просвещения родителей – детоведение.

Большим испытанием для развития сотворчества, для привлечения всего педагогического сообщества Карелии  к другой деятельности -  гуманной педагогике началось, когда меня назначили Министром образования и по делам молодежи РК. Мое появление в кресле министра  большинство восприняли,  как гром среди ясного неба. Но я уже была сильным, свободным и уверенным человеком. Когда же появилась наша концепция: «Просвещение, воспитание юношества, распространение наук, искусств, современных технологий, общественных инициатив в области образования и молодежной политики» - был шок.

В концепции мы предлагали авторскую систему управления образованием – оно становилось взаиморазвивающим, управленческие действия происходили не за счет грубой воли и силы, а за счет незатратного решения, не вместо или за счет другого, а – вместе. Создавалась сотворческая среда управленческого взаимодействия. Ежегодно специалист министерства мог перейти в другой отдел, выбрать другое направление, войти в «межотдельную» команду смыслотворчества. Создавалась концептуальная стройность системы, использовался сетевой принцип организации деятельности.  Мы по другому отнеслись к расхожему мнению «незаменимых нет». Каждый реальный,  достойный управленец–автор незаменим. Слово «начальник», как оказалось, это не умник над дураками, а тот, кто дает начало, и подчиненный – не раб, а под чином, то есть под ответственностью. Мы поняли, что корпоративность - это особый ресурс, который  работает, когда уже других ресурсов нет.

Журналист Антонина Кябелева выкрала нашу концепцию и в газете «Наблюдатель» появилась статья «Министерство образования Карелии в поисках утопии». Я ее понимаю: прочитав наш документ, она не могла поступить иначе. Слишком уж неожиданной и совсем другой была идея. Правда уже через три года в «Новой газете» журналист из Москвы Анна Шамбурова писала «Карельское образование для многих загадка. Как, минуя все ограничения, наложенные законами и безразличием многих властных структур; как, постоянно испытывая потребность в деньгах и профессиональных кадрах; как, в ситуации тотального надзора, Карелии удалось стать успешным регионом в области образования – непонятно многим».

Наши идеи уже прошли проверку временем. Наши возможности нам пригодились в 2001 и в 2006 году при подготовке Государственного совета по проблемам образования. Карелия была базовым регионом и готовила доклад на Государственный совет. Это было большое доверие для нас. Думаю, мы его оправдали. Маленькие и последовательные шаги- успехи были  первыми и главными ресурсами развития. Именно они позволили нам приобрести более важный ресурс – ресурс влияния, и это при подготовке двух  Государственных советов РФ было востребовано на 100%.

Сеть магнитных школ, центральные ресурсные школы в районных центрах республики, сеть именных школ, межрайонные образовательные округа, появилась идея выездных учителей, которые могли преподавать в нескольких сельских школах. Была создана система некоммерческих организаций поддержки образования: Карельский фонд развития образования, Фонд молодежных инициатив, Благотворительный фонд «Детям Карелии».

Мы организовали выставку портретов лидеров образования в республике «Сто глав в образовании Карелии», портреты ученых, директоров школ, учителей, педагогов дополнительного образования, мастеров, тренеров. Это был замечательный и очень значимый праздник публичного признания. Еще одна вдохновляющая управленческая находка – сельские сходы «Школа – хранительница села». Сотворческая команда специалистов министерства задолго до схода выезжала в село. В команду входили специалисты министерства, психолог, работник культуры села, директор школы, готовился сход. Дети в школе писали сочинения «Самый, самый человек нашего села», жители привлекались к избранию «Самые крепкие дома села», с хорошим огородом, красивым забором, устраивалась фотовыставка этих домов. Школа готовила список ответственных родителей, добрых бабушек. Работники культуры готовили выставку народного творчества. Собирались в школе всем селом. Вдохновение было у всех, ждали праздника, откровений. Шутки, прибаутки, песни колыбельные пели всем залом. Слезы радости, когда благодарственным письмом награждалась бабушка, у которой самый вкусный мед, а как плакал водитель школьного автобуса в селе Эссойла, когда дети школы назвали его самым добрым человеком села. А какие дискуссии разворачивались по поводу вопроса «Могут ли быть на селе дети-попрошайки?, «Может ли быть в деревне пьющая мама?», что это за дом, где воскресенье не пахнет пирогами с морошкой и черникой. После сходов не школа крутилась вокруг всех, а все вокруг школы.

В этот период мы серьезно работали с директорами школ: предстояло отказаться от руководства и переходить к деловому партнерству, от самоуверенности к саморазвивающей компетентности, от единоначалия к профессиональному доверию, от жесткого контроля к развивающей обратной связи, признания других коллег. Управление в Карелии становилось одаривающим, одушевленным, говорили не школа №12, а школа Татьяны Богдановой, не лицей № 40, а лицей Светланы Савицкой. Потому что там создавались авторские педагогические линии. Мы и к проблеме стали относиться как к еще одной скрытой возможности. Карелия стала открытым пространством для коллег не только из России, нам доверяли выступления на отечественных и международных форумах.

И так в Карелии состоялся роман практиков с учеными – психологами. Именно этот роман позволил нам создать уникальные практики в творчестве, новые технологии в управлении образованием и особые развивающие среды. Суть нашей «научности» заключалась в том, что «забираясь на плечи гигантов, мы переставали быть карликами».

Я сегодня без формальной должности, что помогает мне с еще большим вниманием служить образованию и детству. Тем более, что моим наглядным пособием являются мои внучки: одной 4 года, она в детском саду, другой 13, она учится в Петровской школе. Этим летом в деревне, в которой отдыхает моя семья, мужчины-дачники разобрали старый общественный колодец, которому было около 200 лет и соорудили новый. Деревенские и дачники решили устроить по этому поводу праздник «У колодца», и взрослые и дети готовились – мыли камушки для колодца, косили траву вокруг, украшали забор разноцветными ленточками, воздушными шарами, несли к колодцу ведра с цветами, на всю деревню с утра звучала народная музыка. Принесли лавки, столы, самовары, калитки, блины, ватрушки – все для чая. Люди писали стихи о колодце. Приехала народная группа из районного центра,  настроение было замечательное. И вот моя 4-летняя внучка по собственной инициативе просит микрофон у поющих «на секундочку». Деревня замерла, а маленькая кроха сказала «Хочу вам спеть о любви», она сочиняла на ходу и слова и мелодию, слова такие добрые и важные – я хочу любить, хочу, чтоб меня любили, и чтоб все любили друг друга. Вторую песню она назвала «О тишине», ребенок призывал жить в тишине, просил не шуметь, нужен мир. Я об этом рассказываю только потому, что все вместе, и взрослые и дети, занимались жизнетворчеством, зарядили друг друга, а после песен Сони деревня встала в большой хоровод и понеслись пляски вокруг колодца, а ведь пили только чистую воду, другого заряда не было. Потом говорили – Софья нас вдохновила. В следующее лето деревня готовится к строительству часовни.

Хорошо в деревне нашей поутру с овсяной кашей, хороши оладушки, деревня как родная бабушка. Готовность у народа пойти на созидание, пойти за простой и доброй идеей большая!

Такой пример, учительница замечает, что на уроке в первом классе заснул мальчик, дети начинают смеяться, но учительница знает, что ребенок из неблагополучной семьи и предлагает детям говорить на уроке шепотом, чтоб не разбудить одноклассника. Это учительница из нашей сотворческой среды. Или, на вокзале большая толпа родителей провожает детей с севера в лагерь на юг. Девочка плачет, волнуется, что так надолго и так далеко и первый раз без мамы, а мама, тоже из нашего сотворческого сообщества говорит «Не грусти, если тебе будет плохо, возьми мою курточку, она у тебя в чемодане, одень и обними себя, сразу почувствуешь, что это я тебя обнимаю». К сожалению, мы редко обращаем внимание на деликатные, тонкие примеры подлинной педагогической культуры и поэтому их не приумножаем.

На дворе 2013 год и свои острейшие проблемы, о которых невозможно не говорить. У большого количества людей ярко выраженная психологическая неустойчивость. Интернет вытесняет из круга наших детей человека. Мы, взрослые, знаем, что компьютер не научит чувствовать и любить, а дети наши этого не знают и становятся фанатиками соц.сетей. У них выстраивается собственная жизнь, и они ее оценивают как серую и никчемную, ощущают постоянную пустоту. Интернет следит за нашими детьми, подростками, они выставляют свою жизнь напоказ, строят ее как фотоальбом. К сожалению, мы не проводим педагогических дискуссий на эту новую тему «Дети Интернета», не проводим психологических практикумов с родителями, детьми. Хотя, социологический опрос показывает, что около 60 % детей и взрослых ждут увлекательных путешествий, ежедневных разговоров на житейские темы и готовы к интересным проектам, интересной занятости.

Я надеюсь, что в школьных классах России растут красивые, умные, сильные люди, которых любят. Надо бы дать им шанс научиться любить других, живых и близких.

Очень нужен современный урок, урок, на котором возможен обмен вдохновениями. Желательно в учительских конспектах слово «Урок» писать с заглавной буквы и с красной строки. Нужен урок высокого диалога, как золотой час у медиков, на который нельзя опоздать и нельзя пропустить.

Уважаемые друзья! Все, о чем я вам здесь рассказала – это лишь «заметки на полях» удивительного Дела под названием Сотворчество. Мы позволили себе проникать туда, где еще никто не был,   фразы делать афоризмами, быть благожелательными людьми.

Москва-Петрозаводск, 7 ноября 2013 года

Галина Разбивная