Сведения об образовательной организации
ПОИСК ПО САЙТУ

***
От стабильного функционирования к развитию...
Определяющим фактором развития нашего учреждения является  научно-методическая деятельность. Именно она формирует подготовленность педагогического коллектива к инновационным процессам. Основная  цель  научно-методической работы в 2011-2012 учебном году была сформулирована следующим образом «Разработка методического обеспечения развития образовательного пространства Дворца через внедрение современных достижений педагогической науки, передового опыта обучения и воспитания; повышение профессиональной компетенции педагогов». Традиционно научно-методическая деятельность МОУ ДОД «ДТДиЮ»  реализовывалась по  следующим приоритетным направлениям: аналитическое, информационное, организационно- методическое. В минувшем учебном году флагманом методической работы во Дворце был   образованный в августе 2011 года Методический Ресурсный центр «Призма».
Методическая работа в минувшем учебном году  велась по нескольким направлениям, одно из них аналитическое.
Аналитическое направление
1.1 Подведены итоги реализации    Программы развития Муниципальной системы образования в направлении «Дополнительное образование» за 2011 год.
Методическая служба Дворца проанализировала сложившуюся ситуацию на рынке образовательных услуг в сфере дополнительного образования  Петрозаводска и выступила с конкретными предложениями по каждому из направлений, а именно:
  • В рамках совершенствования системы финансирования,
  • В целях повышения уровня информатизации
  • В целях повышения профессионального уровня педагогов и др.
1.2   Проведен анализ реализации  Программы развития Дворца за 2007 - 2011 год.
Наш Дворец в  2007 - 2011 гг. осуществлял образовательную деятельность в соответствии с современными тенденциями развития образования, что обеспечивало реализацию учебно-воспитательного процесса на качественном уровне. Следует напомнить, что в 2008 г. наше учреждение успешно прошло процедуру государственной аккредитации на высшую категорию, в 2009 г была получена новая лицензия на ведение образовательной деятельности.
Хотелось обратить особое внимание на тот факт, что   впервые  анализ итогов прошедшего учебного года по всем показателям рассматривается  в динамике за 5 предыдущих лет.
Всего за 2007 - 2011 годы дополнительные образовательные программы освоили 31563 обучающихся по всем уровням образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее:
- за 2007 год - 6338 обучающихся (462 группы), в том числе на базе ОУ СОШ - 1652 детей
- за 2008 год - 6656 обучающихся (457 групп), в том числе на базе ОУ СОШ - 2045 детей
- за 2009 год - 5993 обучающихся (443 группы), в том числе на базе ОУ СОШ - 1867 детей
- за 2010 год - 6217 обучающихся (442 группы), в том числе на базе ОУ СОШ - 1580 детей
- за 2011 год - 6359 обучающихся (401 группа), в том числе на базе ОУ СОШ - 1767 детей
На бесплатной общедоступной основе было реализовано более 200 программ по 10 направленностям:
- в 2007 году - 168 программ, из них на базе ОУ СОШ - 96;
- в 2008 году - 168 программ, из них на базе ОУ СОШ - 89;
- в 2009 году - 114 программ, из них на базе ОУ СОШ - 16;
- в 2010 году - 106 программ, из них на базе ОУ СОШ - 18;
- в 2011 году - 118 программ, из них на базе ОУ СОШ - 32.
Традиционно наибольшее  число  обучающихся (49 %)  занимаются в коллективах художественно-эстетической направленности. Реализация учебно-воспитательного процесса осуществляется в вариативных формах, которые включают в себя коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Ведущими идеями образовательной деятельности во Дворце творчества детей и юношества являются: построение образовательного процесса на основе принципов личностно-ориентированного обучения, раскрытие и развитие творческих способностей детей и подростков, построение взаимодействия педагога и обучающегося на основе «Со-творчества».

Рис.1 Распределение обучающихся по направленностям на 2011 г.
Основной целью всех направленных на совершенствование деятельности учреждения мероприятий, прошедших во Дворце в период 2007-2011 гг.,   было, создание  благоприятных условий для развития творческого потенциала детей и подростков в соответствии с их интересами и потребностями.
Для осуществления этой цели на практике:
осуществлено повышение уровня информатизации деятельности учреждения с помощью совершенствования  информационно-коммуникационной компетентности педагогов; обновление системы научно-методического сопровождения дополнительного образования;
  • повышение квалификации педагогов;
  • реализовывалась проектная деятельность в различных формах и видах;
  • разработаны и апробированы новые направления дополнительного образования;
  • разработаны и внедрены новые интегрированные программы дошкольного и дополнительного образования;
  • расширилось сотрудничество учреждения с общественностью.
За 2007 - 2011 гг. была выполнена стратегическая задача повышения доступности качественного дополнительного образования, в том числе и на базе общеобразовательных учреждений. Вовлеченность детей в творческое образовательное пространство Дворца - количественный показатель результативности работы учреждения - является самой высокой не только в г. Петрозаводске, но и в Республике Карелия. При этом стоимость образования (в расчете на одного обучающегося), является самой низкой среди учреждений дополнительного образования детей Республики Карелия. Два важнейших показателя успешности деятельности Дворца свидетельствуют о его высокой конкурентоспособности.
Было преодолено резкое падение процента долгосрочных программ (39% - в 2002 г., 12% - в 2007 г., 30% - в 2010 г.) и ликвидирован разрыв в качестве предоставляемых дополнительных образовательных услуг на базе собственно многопрофильного учреждения и на базе общеобразовательных учреждений.
Ежегодно проводятся свыше четырехсот массовых мероприятий-событий: праздники, спектакли, концерты, конференции, конкурсы, клубные дни, соревнования, фестивали, выставки для детей и взрослых, которые посещают многие юные граждане Петрозаводска и республики Карелия. Сохраняются традиции детского праздника - праздники выпускников в коллективах Дворца, чествования «Творян» -  самых лучших обучающихся на празднике «Радуга на ладонях».  Ежегодно проводятся десятки праздничных и официальных мероприятий для организаций города и республики Карелия на высоком профессиональном уровне.
Для каждой ступени основного образования современный Дворец предлагает свой содержательный модуль, исходя из особенностей целеполагания, развития личности в условиях определенного возрастного периода. Осуществляется интеграция основного и дополнительного образования с помощью реализации комплексных развивающих программ, объединяющих несколько направлений деятельности на основе междисциплинарного подхода по принципу «многое - многим». Обучающийся знакомится с многообразием образовательного пространства Дворца, получает возможность сделать свой собственный выбор для дальнейшего индивидуального образовательного маршрута:
  • на этапе дошкольного  образования - предшкольная подготовка (программы «Роза ветров», «Я в мире, мир во мне»);
  • на этапе начального образования - помощь в освоении позиции ученика («Школа во Дворце», «Радуга»)
  • на этапе основного общего образования - поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения (комплексная развивающая программа «Шаг вперёд»)
  • на этапе среднего полного общего образования - сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся, обеспечение  допрофессиональной подготовки (комплексная развивающая программа «Время выбора»).
Каждый год коллективы Дворца успешно представляют свое творчество на городском, региональном, всероссийском и международном уровнях. Участие в проектах и конкурсах позволяют образовательному учреждению быть конкурентоспособным, сохранять лидирующие позиции на рынке образовательных услуг, в ходе их реализации отрабатываются  новые идеи, которые в дальнейшем включаются  в образовательные программы наших педагогов.
Кроме того,  32 образовательные программы Дворца в минувшем году реализовывались на базах образовательных учреждений Петрозаводска. Занятия на базах школ проводили 43 педагога дополнительного образования, в них обучались 1767 воспитанников в 125 группах.

Выполняя социальный заказ родителей города, в соответствии с уставом Дворца во дворце оказывались платные образовательные услуги. В 2011-2012 гг. работало 23 учебные группы на платной основе, 241 обучающийся освоил учебные программы.
В этом учебном году  организация деятельность учреждения осуществлялась через 10 отделов:
Важной составляющей обеспечения качества учебно-воспитательного процесса является педагогический потенциал Дворца. На 10 декабря 2010 года коллектив Дворца творчества насчитывал 238 человек, из них педагогических работников - 153 человека.

Рис.2 Состав педагогических работников МОУ ДОД «ДТДиЮ» и квалификационные категории педагогического состава на 2010 г.
За 2007-2011 годы снижено число совместителей: 2009 - 2010 учебный год дополнительные образовательные программы на базе общеобразовательных учреждений, в основном, большинство педагогов МОУ ДОД «ДТДиЮ» имеют квалификационные категории.
Только за 2008 - 2011 гг. более 40 педагогов успешно прошли процедуру аттестации на различные категории. На сегодняшний день 17 педагогов (78,5%) имеют высшее профессиональное образование, трое учатся в аспирантуре. Почетные звания и награды Республики Карелия имеют 20 человек, Почетные звания и награды Российской Федерации имеют 27 человек.
Рис.3 Профессиональное образование работников Дворца.
Очень радует то, что в нашем Дворце рядом с опытными профессионалами трудятся молодые педагоги. В этом учебном году их насчитывалось 17 человек. Отрадно, что, не смотря на различные трудности, кадровый состав нашего учреждения пополняется молодежью.
Отличительной чертой научно-методической деятельности Дворца является тот факт, что она направлена как на учреждение, так и на образовательную среду г. Петрозаводска. Научно-методическая деятельность направлена на решение приоритетных задач: повышение роли дополнительного образования в становлении личности ребенка; изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта; организация условий личностно-профессионального развития педагогов, анализ их результативности и статистическая обработка.
Деятельность была реализована по нескольким направлениям в разнообразных, в том числе инновационных формах.
В 2011/2012 во Дворце  состоялись:
  • Круглый стол по разработке проекта «Мастер-классы по дополнительному образованию» для учителей начальной школы школ города;
  • Вэбинар (сетевой семинар) о новых федеральных образовательных стандартах;
  • Конференция «Семья + Дворец = Успешный ребенок»;
  • Научно-методический совет (принято внести изменения в Положение о научно-методическом совете);
  • Производственное совещание «Мониторинг образовательной деятельности МОУ ДОД «ДТДиЮ»;
  • Круглый стол «Определение критериев уровней освоения образовательных программ»;
  • Семинар « Методика определения результатов образовательной деятельности детей»;
  • Мастер-классы по дополнительному образованию «Онежская осень», «Зимняя радуга», «Онежская весна»  (было проведено 11 мастер-классов, в которых приняли участие более 80 педагогов из 28 образовательных учреждений);
  • Семинар «Требования к образовательной программе, учёт возрастных особенностей обучающихся»;
  • Презентация сборника «Калейдоскоп занятий -2» , «И делу время, и потехе час»;
  • Семинар «Результативность образовательных программ в МОУ ДОД «ДТДиЮ»;
  • Семинар «Активные методы обучения» по отделам;
  • Методический семинар «Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях совершенствования доп. образования»;
  • XV практико-исследовательская конференция «Шанс и успех»;
  • Педагогический совет «Дворец живет, труд каждого бесценен»;
  • Научно-методический совет.
Анализ деятельности  нашего образовательного учреждения за 2007 - 2011 годы позволил выявить наиболее актуальные проблемы по различным направлениям (педагогические кадры, использование информационно-коммуникационных технологий, качество образовательной деятельности, интеграция дополнительного и общего образования) на решение которых направлена  новая Программа развития.
Таким образом, анализ реализуемой во Дворце Программы развития позволил сделать определенные выводы и сформулировать первоочередные задачи. А именно: обновление качества предоставляемых образовательных услуг, повышение эффективности образовательной деятельности Дворца возможно с помощью осуществления систематических мероприятий, направленных на развитие и совершенствование профессиональной компетентности педагогов. Это позволит обновить содержание, формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса в соответствии с тенденциями развития образовательной практики на современном этапе, а также потребностями и интересами детей и подростков. Именно эти принципы легли в основу   разработанной в минувшем учебном году новой Программы развития Дворца на 2012-2017 годы, главной целью которой   является модернизация качества дополнительного образования детей путем создания условий для непрерывного личностно-профессионального развития педагогов, а также систематического повышения их квалификационного уровня,    обеспечивающего устойчивое развитие образовательного учреждения.
Перед Программой развития стоят следующие задачи:
  • Обеспечить современное качество дополнительного образования детей и подростков, соответствующее развитию педагогической теории и практики как дополнительного, так и основного образования.
  • Совершенствовать систему управления качеством учебно-воспитательного процесса.
  • Создать условия для непрерывного личностно-профессионального развития педагогов.
  • Разработать, апробировать и внедрить модель системы непрерывного личностно-профессионального развития педагогических кадров Дворца, направленной на совершенствование качества реализации предоставляемых образовательных услуг.
  • Совершенствовать действующие образовательные программы посредством обновления содержания, внедрения инновационных педагогических технологий, методов и средств учебно-воспитательного процесса.
  • Внедрить новые формы образовательной деятельности, в том числе применение информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду учреждения.
  • Расширить сферу предоставляемых образовательных услуг.
Программа развития Дворца творчества детей и юношества будет реализовываться через следующие подпрограммы:
  • «Внутренняя система повышения квалификации педагогов»
  • «Информатизация»
  • «Система управления качеством образовательной деятельности»
  • «Интеграция дополнительного и общего образования»

В качестве прогнозируемых результатов    реализации Программы развития Дворца с 2012 по 2017 годы уместно говорить о следующих:
  • повышение качества реализации дополнительного образования детей, эффективности   реализации процесса дополнительного образования детей;
  • внедрение внутренней системы повышения квалификационного уровня педагогов, направленной на совершенствование качества реализации предоставляемых образовательных услуг и обеспечивающей стабильное развитие учреждения;
  • развитие профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающей реализацию учебно-воспитательного процесса на качественном уровне, а также конкурентоспособность учреждения;
  • повышение доступности образовательных услуг за счет обновления учебно-воспитательного процесса в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, родителей и общественности, обновление существующих и разработка новых образовательных программ, направлений образовательной деятельности;
  • внедрение новых форм учебно-воспитательного процесса,  а также информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих вариативность деятельности Дворца.
По итогам обсуждения проекта педагогическим коллективом, Программа развития Дворца была утверждена с внесенными коррективами и рекомендована к  реализации с 2012/2013 учебного года.
Мониторинг деятельности Дворца.
В 2011/2012 учебном году во Дворце реализовывалась новая программа «Мониторинг». Впервые все диагностические исследования осуществлялись в соответствии с программными установками и целеполаганием. Сама за себя говорит цель программы: анализ и  обобщение результатов образовательно-воспитательной деятельности МОУ ДОД «ДТДиЮ», разработка прогноза развития учреждения. В качестве приоритетных перед Программой были сформулированы следующие задачи:
  • Обеспечить эффективное информационное отражение состояния образовательного процесса;
  • Своевременно выявить изменения, происходящие в системе и факторы их вызывающие;
  • Предупредить негативные тенденции;
  • Осуществить краткосрочное прогнозирование;
  • Оценить эффективность и полноту реализации результатов деятельности учреждения.
Определены объекты мониторинга: обучающиеся, педагоги, родители, партнеры, управленцы и используемые виды мониторинга: педагогический, психолого-педагогический адресные исследования (по запросу).
Программа «Мониторинг» стала важной составляющей организационно-методической работы. Были подведены итоги мониторинга уровня освоения образовательных программ обучающимися Дворца творчества за 2010-2011 учебный год. Разработан годовой план  работы по программе «Мониторинг», подготовлены формы отчета по промежуточной аттестации обучающихся для педагогов Дворца и для заведующих отделами, анкеты для учителей общеобразовательных школ - участников мастер - классов. В I полугодии этого учебного года  был проведен обучающий семинар для педагогов Дворца творчества по проблеме определения критериев уровней освоения обучающимися образовательных программ и проведения промежуточной аттестации. На производственном совещании педагогическому коллективу были представлены основные итоги мониторинга учреждения в первом полугодии 2011 - 2012 учебного года, а на педагогическом совете в июне 2012 года-результаты мониторинга за год.
В целях предварительной диагностики во втором полугодии 2011/2012 гг. было проведено анкетирование педагогов Дворца, определяющее «Удовлетворенность образовательным процессом в МОУ «ДТДиЮ», «Психологический портрет педагога», «Отношение педагога к различным сторонам инновационного процесса». Последнее исследование показало, что 81,6% педагогов Дворца творчества показали допустимый (50%)  и оптимально высокий (31,6 %) уровни отношения и восприимчивости к новшествам как таковым. В целом коэффициент «готовности к инновациям» педагогов Дворца творчества составляет  76,15 %.
Рис.8 Отношение  педагогов  к инновациям.
В течение года проведено анкетирование родителей обучающихся Дворца творчества по двум анкетам: «Удовлетворенность образовательным процессом в МОУ «ДТДиЮ» и «Социальный заказ на 2011 - 2012 учебный год», а также Мониторинг с педагогами общеобразовательных школ и педагогами учреждений дополнительного образования по запросу на деятельность ресурсного центра «Призма».
Рис.9 Уровень отношения участников мастер-классов к проектам РМЦ «Призма».
В рамках отслеживания эффективности реализации  дополнительных образовательных программ во втором полугодии 2011/2012 гг. проведено исследование творческого мышления в группах обучающихся по дополнительной образовательной программе «Рисунок Живопись Композиция» в Художественной школе Дворца; исследование технического мышления в группе обучающихся по дополнительной образовательной программе «Бригантина» (педагог Кучеренко Н.Н.); исследование мотивации учебной деятельности и креативности обучающихся по дополнительной образовательной программы «Малышки - воробьишки» (педагог Титова Е.В.)
В результате проведенных семинаров, совещаний педагогический коллектив активно включился в разработку критериев определения уровня освоения обучающимися образовательной программы, В итоге была  разработана «Памятка педагогу дополнительного образования для проведения аттестации обучающихся, определения уровня освоения образовательной программы»
Уровни/ компоненты
Операционно-деятельностный (практический)
Личностное развитие (качества личности[1], психофизические процессы) [2],
Базовый
Владеет  минимальным уровнем знаний для выполнения практических заданий.
Выполняет деятельность с помощью педагога, опирается на  описание действия или подсказку (репродуктивный уровень).

Наблюдаются:
незначительные изменения в развитии психофизических процессов, качеств личности;
слабый неустойчивый опыт необходимого поведения, который регулируется, в основном, требованиями педагога;
Самоорганизация носит ситуативный характер.
Средний
Владеет основными понятиями, способами действий,  необходимыми в практической деятельности.
Выполняет практическую деятельность в стандартных ситуациях самостоятельно (продуктивный уровень).

Наблюдаются:
видимые изменения в развитии психофизических процессов, качеств личности;
устойчивый опыт необходимого поведения.
Самоорганизация проявляется в учебных ситуациях или специально спроектированных условиях.
Высокий
Имеет прочные, полные и системные знания, может применить их в новых (нестандартных ситуациях).
Умеет работать самостоятельно,  импровизирует (творческий уровень).
Может быть инструктором (помощником педагога) в конкретном виде деятельности.
Наблюдаются значительные изменения в развитии психофизических процессов.
Устойчивое самостоятельное поведение становится  качеством личности, проявляется в различных ситуациях вне зависимости от их характера.


Все проведенные в рамках программы в течение года исследования были обобщены и проанализированы в сборнике «Мониторинг образовательно-воспитательной деятельности в МОУ ДОД «ДТДиЮ»».
Комплексные программы
В прошедшем 2011-2012 учебном году был обобщен  и проанализирован опыт реализации комплексных программ во Дворце.
Анализ содержания 6 заявленных комплексных программ: "Я в мире, мир во мне", "Роза ветров", "Школа во Дворце", «Дорожная безопасность», «Шаг вперед», "Радуга" показал, что только 5 из них, соответствуют понятию «комплексная программа», т.е. программа, в которой обучающийся знакомится с различными направлениями видов деятельности, реализуемых во Дворце, объединенных вместе для достижения единой цели программы. В комплексных программах Дворца разные виды деятельности предлагаются в определенной пропорции и последовательности, в одной комплексной программе участвуют педагоги разной направленности. Для реализации цели и задач комплексных программ педагогами Дворца созданы образовательные подпрограммы-модули, учитывающие особенности возраста детей и сроки реализации. Каждая подпрограмма имеет свои задачи и зоны воздействия, все вместе они помогают наиболее качественно создавать условия для достижения общей цели. Было выявлено несоответствие одной  из программ этому определению, т.к. программа не представляет различные направления деятельности Дворца, все педагоги в этой программе работают по одному профилю. Специфику такой программы можно определить как профильную кратковременную программу, под это определение подпадают и другие программы, реализуемые во Дворце, где обучающиеся приходят на непродолжительные циклы занятий, контингент таких программ меняется по окончанию цикла, за год в таких программах обучается более 500 человек. Это могут быть программы, реализующиеся  в «Музее истории Дворца» (педагог Савельева А.А.), в обсерватории (педагог Красавцев Л.М.), в библиотеке (педагог Тимофеева М.Ю.), такие программы можно организовать, например, в Зимнем саду и в Живом уголке Дворца.
Таким образом, в 2011/12 учебном году в МОУ ДОД «ДТДиЮ» были реализованы 5 комплексных образовательных программ. В них обучались дети от 5 до 14 лет в количестве 489 человек.
Программа
Мероприятие
Кол.
чел.
Место
проведения
«Роза ветров»
Новогодний праздник для детей
170
Паркет. фойе, ДТДиЮ
«Мамин день»
85
Каб.
«Космический день»
85
Каб.
Выпускной
40
Кукольный театр
«Школа во Дворце»
Музыкальный кукольный спектакль "Кошкин дом"
98
Кукольный театр, ДТДиЮ
Спектакль "Сказка - загадка"
48
Кукольный театр, ДТДиЮ
Игра по станциям "Зимние забавы"
90
ДТДиЮ
Масленица
90
Фойе
Спектакль " Дюймовочка "
90
Кукольный театр
Итоговая игра
90
Игра по станциям, каб.
«Я в мире, мир во мне»
Игра по станциям " Осенняя мозаика»
93
Губернаторский парк
Акция с выходом в дошкольные учреждения «Помоги птицам зимой»
93
ДТДиЮ, ДОУ
Игра по станциям «Новогодний сюрприз»
93
ДТДиЮ
Игровое занятие «День Воды»
93
ДТДиЮ
Экологический праздник «День Земли»
93
ДТДиЮ
Итоговое занятие «В гостях у Берендея»
93
ДТДиЮ
Посвящение в « Юные друзья природы»
93
ДТДиЮ
«Радуга»
Праздничное открытие программы
111
Кукольный театр, ДТДиЮ
Праздник, посвящённый окончанию учебного года в программе «Радуга»
51
ДТДиЮ
«Шаг вперёд»
Командная игра «Шаг вперёд»
24
ДТДиЮ
Познавательно-развлекательная игра «В преддверии Нового года»
20
ДТДиЮ
Посещение выставок:
фотовыставка «Заповедные земли Северо-запада России»
выставка работ ХШ ДТДиЮ и студии керамики
выставка работ конкурса ХШ ДТДиЮ «Морозные узоры»
59
ДТДиЮ
Встреча с карельской писательницей Н.Б. Васильевой
15
ДТДиЮ
Посещение выставок:
Выставка работ обучающихся ХШ ДТДиЮ «Не ходите дети в Африку гулять»
Выставка работ учащихся ХШ ДТДиЮ «Котовасия»
30
ДТДиЮ
Встреча с карельской поэтессой Е.С. Харламовой.
12
ДТДиЮ
Посещение лекции по астрономии
15
ДТДиЮ

Комплексная программа «Роза ветров» приняла участие в конкурсе «Город, устремленный в будущее» в номинации «Лучшие образовательные практики столицы». Педагог программы «Роза ветров» Ившина Д.Г. приняла участие в  финале  IX Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
Руководитель программы «Я в мире, мир во мне» Канаева В.В. стала победителем городского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».
В рамках проекта «Онежская осень» педагоги комплексных программ Крыж С.А., Стангрит С.Я. провели свои мастер-классы для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, учителей-предметников.
Социальный проект «Живёт в семье память» Крыж С.А. принял участие в городском конкурсе «Город, устремлённый в будущее» в номинации « Проект в сфере укрепления мира и согласия».
Педагоги комплексных программ приняли участие в I городском конкурсе сценариев игровых программ «Созвездие игры»: в номинации «Парк развлечений» сценарий «Веселая Масленица» Файзырахмановой Е.В. занял 2 место; в номинации «Открой в себе Россию» сценарий «Без лица в личине» Крыж С.А. занял 2 место;  в номинации «Мир открытий» сценарий «Привет, Мурзилка!» Тимофеевой М. Ю. занял 1 место.
Педагоги комплексных программ Гришина Ю.С., Соколова А.В. приняли участие во Всероссийском конкурсе  педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего-2011» .
Руководитель программы «Радуга» Соловьёва О.А. выступила с презентацией программы «Радуга» на родительской конференции; на семинаре по программе «Радуга»; на методическом семинаре «Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях совершенствования доп. образования» с темой «Комплексные развивающие программы МОУ ДОД «ДТДиЮ» как способ интеграции основного и дополнительного образования в реализации ФГОС».
В программе «Школа во Дворце» разработан «Протокол наблюдений», где педагог может отмечать результаты обучающихся по месяцам, и вывести итог по завершению своего блока.
В комплексной программе «Роза ветров» преобладающим уровнем развития мотивации учебной деятельности у обучающихся является средний.
Рис. 4 Уровень развития мотивации учебной деятельности
Данный  уровень развития учебной мотивации,   хоть и далёк от максимально возможного, но способен обеспечить  необходимые  условия для успешной реализации  данной программы. Преобладающими   видами мотивов  учебной деятельности для данной выборки (были опрошены  26 детей в возрасте 6 лет (17 человек) и 7 лет (9 человек)) являются  широкий социальный мотив и мотив оценки.
Рис. 5 Преобладание различных видов мотивов учебной деятельности
В 2012 году студентка ОЗО Филиппова Нина Александровна защитила дипломную работу по теме: «Особенности формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста (на примере Петрозаводского дворца творчества детей и юношества)». По итогам проведенного исследования мотивационной готовности к обучению в школе было выявлено следующее:  исходная мотивация учения у детей группы «Роза ветров»  и уровень сформированности «внутренней позиции школьника» выше уровня сформированности внутренней позиции школьника и исходной мотивации учения детей группы детского сада.
Группа
Возраст
Полностью готов к обучению в школе
Не достаточно готов к обучению
Не готов к обучению
Группа
«Роза ветров»
6 - 7 лет
75%
25%
0
Группа детского сада
6 - 7 лет
30%
70%
0
Рис. 7 Отношение ребенка к обучению в школе
Дети, посещающие занятия по программе «Роза ветров», более мотивированы к учебным занятиям, чем  дети детского сада.
На основании представленных отчетов, можно увидеть уровень освоения обучающимися 5-ти комплексных программ по итогам текущего учебного года:
Рис.6 Сводный уровень освоения обучающимися всех комплексных программ
Рис.7 Уровень освоения по программам
Все обучающиеся комплексных программ приняли участие в промежуточной и итоговой аттестации для определения уровня освоения своей образовательной программы. Преобладающим уровнем освоения комплексных программ является высокий, что говорит об оптимально поставленных целях комплексных программ и высоком качестве оказываемой образовательной услуги.
Конкурсная и проектная деятельность
В  2011/2012 гг.  наш Дворец по традиции принимал активное участие в конкурсах различного уровня:
  • конкурс образовательных учреждений Петрозаводского городского округа «В преддверии сентября» номинация «Школа комфортного саморазвития» - Музейный центр «Детский музей Дворца»
  • городской конкурс «Город, устремлённый в будущее»: Номинация «Проект в сфере укрепления мира и согласия» - социальный проект «Живёт в семье память»; Номинация «Лучшие образовательные практики столицы» - комплексная программа «Роза ветров»
  • городской конкурс сценариев игровых программ «Созвездие игры»
  • городской этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (Канаева В.В.)
  • Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего-2011» (Гришина Ю.С., Соколова А.В.)
  • Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» Санкт-Петербург. (Ившина Д.Г.)
  • Премия "Признание" 2011. Консультирование при подготовке документов семей-соискателей премии "Признание" 2011 (Камилова О.А, Савельев А.И).
  • X Всероссийский конкурс авторских программ дополнительного образования детей.  Подготовка программы «Проектирование костюма: традиции и современность» Саволайнен Н.А.
  • Городской конкурс «Современный менеджер образования» в номинации «Лучшая презентация методического объединения педагогов дополнительного образования» - методическое объединение педагогов художественно-эстетической направленности «Музион»
  • Городской конкурс «Лучший образовательный сайт-2012».
Методисты Дворца приняли участие в  работе экспертных комиссий  на правах жюри в Городском конкурсе детских творческих работ «Новогодние чудеса», конкурсе на звание «Лауреат муниципальной системы образования 2011года», в муниципальном и республиканском этапе отбора кандидатов на получение республиканской стипендии детям «За особые успехи в интеллектуальной, художественно-творческой, спортивной и общественной деятельности», в городском  конкурсе «Созвездие игры».
В 2011-2012  ресурсным центром Дворца  «Призма» были реализованы  проекты  различных  уровней:
На Муниципальном  уровне: «Онежская осень», «Зимняя радуга», «Онежская весна» проведены 14 мастер-классов педагогами Дворца для учителей начальных классов, педагогов дополнительного и дошкольного образования, педагогов - организаторов, учителей - предметников.
Конкурс сценариев игровых программ «Созвездие игры»  участниками которого стали педагоги города Петрозаводска и Кондопоги, воспитатели ДОУ, преподаватель КГПА. 15 работ из 23 получили дипломы 1, 2, 3 степени в 5 номинациях от УО. По итогам конкурса издан сборник методических разработок «И делу время, и потехе час». В 2012-2013 учебном году планируется проведение конкурса методических разработок игровых программ «КОМПАС» (Креатив. Опыт. Мастерство. Поиск. Альтернатива. Сотворчество).
Проект «Библиотека приглашает...»  (рук. Тимофеева М.Ю.)Были  организованы встречи с известными карельскими писателями: Н.Б.Васильевой  Ксенией Михайловой, В. Сафроновым, Е.С. Харламовой .
Проекты Музейного центра «Детский музей Дворца» (педагоги Крыж С.А., Савельева А.А., Файзырахманова Е.В.): «Из истории простых вещей», «Петрозаводск - город моего детства», «Мой любимый уголок города», «Живёт в семье память», «Семейная реликвия». Подготовлены выставки, видео и фотоматериалы, презентации, сборники. МЦ провёл городской конкурс школьных экскурсоводов «Петрозаводск - город моего детства», по теме «Мой любимый уголок города». В конкурсе приняло участие 5 школьных музеев, 46 участников.
Проект Методического объединения  педагогов художественно-эстетической направленности «Музион». Была организована творческая группа с целью подготовки и проведения конференции по арт-педагогике и фестиваля «Ритмы+» в марте 2012. К 75-летию Дворца организован и реализован проект  «Дворцовая мода», включающий в себя подготовку моделей и демонстрацию одежды 40- 90-х годов.
Российско-финский проект  «Играем и рисуем вместе», в рамках которого прошла встреча делегации финских школьников, состоялась выставка рисунков, школьникам г. Петрозаводска был показан спектакль на финском языке «Белоснежка и семь гномов», подготовленный финскими партнёрами (февраль 2012). В рамках реализации проекта планируется ответный дружественный визит обучающихся Дворца в  г. Йоэнсуу (март-май 2013).
Подведены итоги Российско-норвежского проекта «Медиа ответ на ВИЧ» совместно с АНО «Содействие».  По данной теме Ворониной В.И. был проведён «Дискуссионный клуб»
В 2011 году  Дворец включился в Российско-норвежский проект «Поддержка становления системы ранней профилактики для детей в Республике Карелия 2011-2012» , реализуемый АНО «Содействие» в партнерстве с Министерством образования РК, ГОУ РК «ИПК РО».
Издательский центр Дворца разработал и подготовил информационную продукцию
Перечень изданий МОУ ДОД «ДТДиЮ»
Тираж (экз.)
Дата выпуска
«БЕЗ ПУТИ ХОДИТЬ, ПОПУСТУ...» - путеводитель по  муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и юношества» г. Петрозаводска, республики Карелия. Издание 10-е, исп. и доп. - Петрозаводск: Дворец творчества детей и юношества, 2011.
300
Август -
сентябрь 2011г.
Музыкальный ветер. Диалог с программой «Музыка во мне». Выпуск 69. - Петрозаводск: Дворец творчества детей и юношества, 2011. - 32 стр.
50
Сентябрь - октябрь 2011г.
«Диалог» с программой ДТДиЮ  «БАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА». Вестник Петрозаводского Дворца  творчества детей и юношества. Выпуск 63.
Доп. 10

Калейдоскоп занятий. Методические разработки занятий в учреждении дополнительного образования детей / сост. Т.Г. Кушкова - Петрозаводск: Дворец творчества детей и юношества, 2010. - 74 с.: ил.
Доп. 10

Сотрудничество в образовании. По материалам конференций «Фрадковские педагогические чтения»: сб. ст. / ред.- сост. Т.Г. Кушкова. - Петрозаводск: Дворец творчества детей и юношества, 2009. - 34с.
Доп. 10

Проект «Счастливая книжка» для комплексной программы «Радуга»

Октябрь - ноябрь 2011г.
Всё, что нами пройдено: Каталог публикаций о Петрозаводском Дворце пионеров - Дворце творчества детей и юношества (февраль 1936 - март 2012): [75-летию Дворца посвящается] / составитель Светлана Вишневская. - Петрозаводск: МОУ ДОД «Дворец творчества детей и юношества». - 2012. - Март. - С. 58.
20
Март 2012г.
Калейдоскоп занятий - 2. Сборник методических разработок занятий в учреждении доп. образования / Март 2012
38
Март 2012г.
Путешествуя по свету... Юбилейный «Диалог» с детской хоровой студией «Теллерво». 75 лет со дня основания хора «Теллерво». Выпуск 68. - Петрозаводск: Дворец творчества детей и юношества, 2012. - 58 стр.
100
Апрель 2011г.
Спец. выпуск журнала «Детское творчество» (г. Москва), посвященный юбилею ДТДиЮ:

Май 2012
Вишневская, С.А. Документальная летопись Петрозаводского Дворца пионеров и школьников - Дворца творчества детей и юношества г. Петрозаводска. 1936-2011. Петрозаводск. 2012

Май 2012г.
Времён связующая нить. Семейные воспоминания о Великой Отечественной войне, собранные детьми и педагогами. Книга третья / ред.-сост. С.А. Крыж. - Петрозаводск: Дворец творчества детей и юношества, - май - 2012. - 96 с.: ил. - (Живет в семье память)
120
Май 2012г.
И делу время, и потехе час. Методические разработки игровых программ / сост. А.В. Соколова, Т.Г. Кушкова. - Петрозаводск: Дворец творчества детей и юношества, 2012. - 64 с.: ил.

Май 2012г.
макеты благодарственных и поздравительных писем, эмблем, магнитов, грамот, буклетов, приглашений и т.п.


Общий тираж по имеющимся данным:
658

Всего авторов, составителей, иллюстраторов (педагогов, обучающихся, родителей, друзей Дворца)
170


Информационную функцию научно-методической работы МОУ ДОД «ДТДиЮ» реализует медиатека. Ее задачей является создание «банка данных» актуального управленческого и педагогического опыта, его обобщение и пропаганда.  В структуру медиатеки входят библиотека и видеотека. В библиотеке Дворца формируются фонды специальной литературы: педагогической, методической, управленческой, специальной по направлениям образовательной деятельности; нормативных документов; газетно-журнальное; методические выставки.  В течение 2011/2012 учебного года прошли более 30  выставок: обзор методической литературы по дополнительному образованию, издательских проектов и методических разработок, новых поступлений периодической печати. К юбилею Дворца в вестибюле была представлена выставка печатных изданий нашего Издательского центра.
Была продолжена работа по созданию видеотеки-фонда видеозаписей о жизни Дворца. Проведена видеосъемка и монтаж клипов с занятиями в комплексной программе для первоклассников «Радуга» (оформлено четыре фильма о занятиях Ощепковой М.И., Тимофеевой М.Ю., Файзырахмановой Е.В., Марковой И.В.). В рамках подготовки к  75-летию Дворца был создан презентационный ролик «Наш Дворец», фильм об истории Дворца «Дворец: вчера, сегодня, завтра».

В течение 2011/12 гг. в нашем Дворце работали органы общественного самоуправления: Научно-методический совет (НМС) и Совет по рецензированию программ. Научно- методический совет осуществлял координацию и внутреннюю экспертную оценку результатов научно-методической работы в учреждении; способствовал разработке методологии и методики дополнительного образования детей; совершенствованию методического обеспечения. В течение года состоялось 4 заседания НМС, на которых  Научно-методическим советом были рекомендованы к печати издания, содержащие результаты научно-методической работы педагогов Дворца; утвержден  «План работы методического ресурсного центра «Призма» на 2011/2012 учебный год»; проведена работа по подготовке публикаций педагогов, посвященных 75-летию Дворца; состоялись рабочие встречи по разработке Программы развития Дворца, созданию новых программ, в том числе  комплексной программы для старшеклассников «Время выбора», проведен Круглый стол «Определение критериев уровней освоения образовательных программ». В работе совета в расширенном составе принимали участие более 20  педагогических работников.
Совет по рецензированию программ - коллегиальный орган самоуправления Дворца творчества - проводил рецензирование и рекомендовал к принятию и утверждению программы. В текущем учебном году состоялось 3 заседания Совета, на которых были рассмотрены и подготовлены к утверждению 14 программ.
Каникулы -2012 во Дворце.
Ежегодно проводилась и проводится программа «Летний дворец (Каникулы во Дворце)», которая ориентирована на развитие способностей детей, оздоровление и рекреацию в каникулярный период с помощью образовательных программ различной направленности. Данная программа реализовалась в различных формах: экскурсионная деятельность, оздоровительная, экологическая программа, культурно-массовая и образовательная деятельность через проекты каникулярного отдыха «Ауринко», «Радужная смена», «Команда XXI века», «Шаг вперед», «Время выбора», «Ладожские приключения» и др. Вовлеченность детей в систему дополнительного образования обогатила их новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Именно в этой сфере были достигнуты педагогические результаты, которых трудно достичь только в рамках общеобразовательной школы.
В июне 2012 г дворец встретил детей Петрозаводска в формате летней площадки пребывания «Радужная смена» и детского летнего лагеря отдыха «Ауринко», а так же профильного лагеря для подростков «Время выбора».
Площадка дневного пребывания «Радужная смена»
Летней сменой на площадке были охвачены  94 ребенка (в возрасте от 6.5 до 14 лет). По итогам работы летней площадки было проведено анкетирование  детей и родителей. В анкетировании приняли участие 71 ребёнок и 74 родителя. Результаты анкетирования показали, что почти все дети и родители  удовлетворены условиями, программой и работой педагогов на нашей площадке.
_

Всего детей
1-4 класс
5-8 класс
9-10
класс
Из них дети из малообесп. семей
Из них дети-инвалиды
Из них дети из многодетн. и неполных семей
Из них дети безработных
Из них дети,
Сост. На учете  в ПДН

Количество Педагогов, работавших в лагере
Инф.
О травме
94
82
12
-
3
1
10
-
-
25
1

Основные  мероприятия летней площадки
Экскурсии на выставки, в музеи
Походы в кино
Театры, на концерты
Мероприятия на свежем воздухе
Спортивные игры, соревнования
Развивающие занятия
Мероприятия по профилактике негативных явлений
5
7
4
7
9 циклов по разным напр.
3

Летний лагерь отдыха «Ауринко»
В летнем лагере Дворца  побывали 76 человек
Всего детей
1-4 класс
5-8 класс
9-10
Класс
Из них дети из малообесп. семей
Из них дети-инвалиды
Из них дети из многодетн. и неполных семей
Из них дети безработных
Из них дети, сост.
на учете в ПДН
Количество Педагогов, работавших в лагере
Инф. О травме
76чел
67чел
9чел
___
___
2чел.
11чел.
____
____
12чел.
___
Количество основных  (значимых) мероприятий по оздоровлению и отдыху детей:
Экскурсии на выставки, в музеи
Походы в кино
Театры, на концерты
Мероприятия на свежем воздухе
Спортивные игры, соревнования
Развивающие занятия
Мероприятия по профилактике негативных явлений
32
18
30
37
101
28

Профильный лагерь  для подростков «Время выбора»
Впервые во Дворце  с 18 по 22 июня проходил  профильный лагерь  для подростков «Время выбора», являющийся частью комплексной образовательной программы «Время выбора». В  работе лагеря приняли участие 10 воспитанников 5-10 классов. Целью программы данного экспериментального лагеря является создание условий для самоопределения подростка в будущей профессиональной деятельности посредством создания дружественного коллектива на основе привлекательных для молодежи ценностей. В ходе работы лагеря прошли тренинги по профориентации. «Формула успеха», «Проверено на себе», «Встречи с интересными людьми». Проведенная с участниками лагеря диагностика  показала высокую оценку, данную лагерю его участниками и  востребованность  данной программы.
Материально-техническая база учреждения. Ремонтные работы.
Огромный по своим площадям Дворец, несомненно, нуждается в постоянном вливании денежных средств для поддержания в достойном состоянии материально-технической базы учреждения. Конечно, не все удалось сделать в минувшем году. Однако для общего сведения   необходимо уточнить, что в 2011-2012 гг. только на хозяйственные нужды было израсходовано 640905 руб.
Эти расходы включают в себя:
  • Приобретение мебели
  • Установка окон
  • Приобретение и установка жалюзи
  • Приобретение коврового покрытия
  • Приобретение  мультимедийного оборудования и электротоваров
  • Приобретение сантехники
  • Приобретение моющих средств
  • Приобретение канцелярских товаров
  • Дератизация помещений
  • Приобретение строительных материалов
  • Оплата транспортных услуг, услуг по уходу за ковровыми покрытиями
Проведенные ремонтные работы в течение летнего периода позволили достойно подготовить образовательное учреждение к  началу учебного года.    Были осуществлены следующие виды работ:
  • Настил линолеума, коврового покрытия, ламината (в общей сложности на сумму 67161 руб.)
  • Окраска стен
  • Замена светильников (на сумму 9121 руб.)
  • Частичный и полный ремонт кабинетов, мест общего пользования  (в общей сложности на сумму  163748 руб.).

Помимо вышеназванных были проведены также следующие работы:
  • Осуществлена установка детского  спортивно-игрового комплекса на территории учреждения
  • Осуществлен частичный ремонт уличного освещения территории учреждения
  • Осуществлен ремонт винтовой лестницы паркетного фойе
  • Проведена реконструкция фонтана в зимнем саду Дворца
  • Обновлен парк зимнего сада и проведены ландшафтно-дизайнерские работы на площадке Дворца
С 1 июня ведутся работы по установке ограждения вокруг учреждения, что, несомненно, является первоочередной задачей в преддверии подготовки к новому учебному году. Планируется установка системы видеонаблюдения по периметру учреждения. Кроме того, разработана проектно-сметная документация и заключен договор с подрядной организацией на строительство пожарно-эвакуационного выхода, соответствующего современным требованиям противопожарной безопасности. Дворец вошел в программу капитально ремонта кровли и спортивного зала.
***
В преддверии нового учебного года хочется пожелать всем воспитанникам, родителям, педагогам нашего дворца  желания творить и удивлять и сил, чтобы реализовать все намеченные планы!!!