Сведения об образовательной организации
ПОИСК ПО САЙТУ
Вступая в свое семидесятипятилетние, наше образовательное учреждение критично анализируя собственную деятельность, намечает стратегические ориентиры развития. Именно развития, а не функционирования, поскольку последнее ,пусть и стабильное, хорошо лишь в переходный период, когда идет оценивание ситуации и определяется вектор развития. Несомненно, особую значимость приобретает Программа развития образовательного учреждения, где определены не только направления развития, но и проводится ревизия имеющихся в наличии ресурсов, определяется «проблемное поле» и разрабатывается модель действенного механизма реализации Программы. Вот почему нельзя недооценивать тот факт, что сегодня первоочередной задачей для нашего образовательного учреждения становится разработка обновленной, соответствующей не только времени, но и уровню современного Дворца, Программы развития, где будут максимально предусмотрены и учтены все риски, прогнозируемые результаты и приоритеты на каждом из этапов ее реализации. Сегодня можно констатировать, что во Дворце творчества проводится подобная системная работа по совершенствованию существующей Программы развития учреждения. Хотелось бы остановиться лишь на некоторых аспектах Проекта разрабатываемой Программы, которые ,на наш взгляд, отражают ее философскую направленность и хоризматичность, т.е. являются отражением, сущностью специфичности нашего образовательного учреждения.
Прогнозируемые результаты:
Охват детей системой дополнительного образования
(На современном этапе предмет гордости Петрозаводска – это 75% охват детей системой дополнительного образования. Без ложной скромности должны заметить, что в этом есть и заслуга Дворца…)
Сопровождение «особенных детей» - т.е. реализация на практике принципа «персонализации образования»
(как детей, требующих повышенного внимания, так и одаренных детей)
· Доступность дополнительного образования
(хотелось бы сохранить принцип доступности бесплатного дополнительного образования…)
· Оптимальность
(образовательные программы должны не дублировать друг друга, а интегрироваться и реализовывать на практике «принцип преемственности»
· ИКТ в образовании:
(от Локальной сети Дворца – к дистанционному образованию!)
· Привлечение общественности к проблемам образования
(создание Общественного  совета Дворца, Родительского Совета, Детского совета)
· Партнерские связи
(в том числе на Российском, международном уровне)
· Поддержка института семьи
· Формирование социально-значимых компетентностей воспитанников, способствующих их дальнейшей успешной социализации
«Проблемное поле»
· Совершенствование комплексной программы мониторинга.
· Интеграция основного и дополнительного образования на программной основе.
· Разработка и внедрение Программ для детей с ограниченными возможностями.
· Приведение в соответствие современным требованиям  образовательных программ
· Сменяемость контингента участников образовательных программ
· Развитие социального партнерства. Создание общественной организации на базе Дворца.
· Совершенствование психологического сопровождения образовательного процесса.
· Расширение спектра Программ сопровождения одаренных детей.
· Совершенствование системы методической учебы педагогов.
· Вовлечение в образовательный процесс  подростков 14-18 лет.
· Материально-техническая база.
· Гранты. Международные проекты.
Риски в реализации Программы
· «Человеческий фактор»:
- Готовность к инновациям в педагогическом коллективе Дворца
- Психологический климат
· Ресурсное обеспечение (материально-техническая база)
· Сменяемость контингента участников образовательных Программ
· Низкая эффективность образовательных программ, их актуальность, их востребованность
· Ошибочно выбранные стратегические ориентиры в развитии Дворца
· Психолого-педагогическое сопровождение
· Смена направления развития на переходном этапе
· Недостаточное количество средств, привлеченных для успешной реализации Программы развития (в том числе внебюджетного финансирования)
· Ошибочная экспертная оценка промежуточных результатов реализации Программы развития.
Принимая во внимание тот факт, что  современное образование должно как никогда быть одновременно созвучным времени, универсальным, мультипрофильным и сохранять при этом свои лучшие традиции, находки, новаторские идеи, чрезвычайно важно ,чтобы Программа развития нашего Дворца максимально соответствовала его уникальности и хоризматичности ,а комплексная «Программа мониторинга Дворца» ,работа по созданию которой сейчас идет, своевременно вносила коррективы в реализации Программы развития на практике.
Образовательная деятельность.
В 2010-2011 учебном году во Дворце творчества реализовывалось 106 образовательных программ (из них 26 авторских) десяти направленностей, на которые было определено 2434 учебных часа в неделю.
По сравнению с 2009-2010 учебным годом  наблюдается увеличение количества обучаемых, учебных групп и часов:
1. Военно-патриотическая направленность:
увеличение на 255 обучающихся, 21 учебную группу, на 66 уч.часов (369 обучающихся, 29 уч.групп,93 часа);
2. Культурологическая направленность:
увеличение на 89 обучающихся, 1 учебную группу, на 11 уч.часов (609 обучающихся, 44 уч.групп,240 часа);
3. Научно-техническая направленность:
увеличение на 111 обучающихся, 10 учебных групп, на 18 уч.часов (153 обучающихся, 13 уч.групп,42 часа);
4. Спортивно-техническая направленность:
увеличение на 21 обучающегося, 2 учебных групп, на 12 уч.часов (75 обучающихся, 6 уч.групп,32 часа);
5. Эколого-биологическая направленность:
увеличение на 24 обучающихся, 1 учебную группу, количество часов уменьшилось на 3 уч.часа (414 обучающихся, 28 уч.групп,70 часа);
6. Художественно-эстетическая направленность
увеличение на 185 обучающихся, на 46 уч.часов, при сокращении учебных групп на 33,в связи с большим количеством индивидуальных занятий (2751 обучающихся, 190 уч.групп,1306 часа)
уменьшение количества обучаемых, учебных групп и часов:
7.   Естественнонаучная направленность:
уменьшение на 60 обучающихся, 1 уч.группу, 13 уч.часов (60 обучающихся, 4 учебных группы, 14 часов);
8.   Социально-педагогическая направленность:
уменьшение на 469 обучающихся, 10 уч.групп, 1 уч.часов (854 обучающихся, 38 учебные группы, 160 часов);
9. Физкультурно-спортивная направленность:
уменьшение на 155 обучающихся, 9 уч.групп, 47 уч.часов (493 обучающихся, 38 учебных группы, 160 часов);
10. Туристско-краеведческая направленность:
уменьшение на 201 обучающихся, 13 уч.групп, 26 уч.часов (138 обучающихся, 11 учебные группы, 61 час).
Динамика изменений количества обучаемых в программах МОУ ДОД «ДТДиЮ» по направленностям соответственно.
dynamic
В 2010-2011 учебном году в МОУ ДОД «ДТДиЮ» появились новые образовательные программы:
1.      «Социально-активная журналистика» педагог доп.образования Медведева О.В.
2.      «Школа программирования» педагог доп.образования Огийко И.Н.
3.      «Молодой экономист» педагог доп.образования Лежаева Н.А.
4.      «Дискуссионный клуб «Тебе слово» педагог доп.образования Алексеева В.И.
5.      «Малый медицинский университет» педагоги доп.образования Зубкова И.П., Бортник В.И., Керц Е.С., Соловьева Г.В.
6.      «Класс гитары» педагог доп.образования Ильин Е.В.
7.      Комплексная программа «Шаг вперед» координатор Соколова А.В.
8.      «Основа олимпиадного программирования» педагог доп.образования Федулин А.А.
Закрыты по причине увольнения педагогов программы:
1. «Ракетно-космическое моделирование» (27 обучающихся,2 уч.группы,10 часов)
2. «Мы и Вселенная» (30 обучающихся, 2 уч.группы, 10 часов)
3. «Активная позиция» (75 обучающихся, 5 уч.групп, 18 часов)
В 2010-2011 учебном году МОУ ДОД «ДТДиЮ» реализовывались программы индивидуального обучения:
1. Школа оркестровой игры на духовых и ударных инструментах 106 обучающихся, 189 часов
2. «Фортепиано» («Теллерво»), 9 обучающихся, 18 часов
3. «Фортепиано» («Пеллерво»), 2 обучающихся, 4 часов
Программы, приближенные к индивидуальному обучению:
1. «Созвездие» 186 обучающихся, 99 часов + 82 концентрмейстерских
2. «Чтобы сказка зазвучала» («Звуки музыки») 150 обучающихся – 85 часов + 36 концентрмейстерских
44% обучающихся занимаются в коллективах художественно – эстетической направленности. На следующий учебный год необходимо обратить внимание на формирование детских коллективов военно -патриотической, научно- технической, естественнонаучной и спортивно-технической направленности.
На базах СОШ г. Петрозаводска реализовывалось 28 образовательных программ, на которые было выделено 449 часов и 4 ставки педагога-организатора.
В 2011-2012 учебном году МОУ ДОД «ДТДиЮ» предлагает выделить школам города 400 часов для занятий с обучающимися на базах СОШ № 1, 2, 4, 5, 6, 9,10,12,14,17, 27, 36, 38, 42, 43, 48, ФУШ, ПШ, Гимназий № 30, 37, Державинский лицей, Лицей № 1, 40 и на базе д/о № 45, 116.
С целью реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и организации качественного дополнительного образования детей в 2011-2012 учебном году, предполагается обновление дополнительного образовательных программ, разработка и внедрение образовательных программ, расширяющих спектр индивидуальных образовательных возможностей обучающихся;  будет продолжен проект МОУ ДОД «ДТДиЮ»:  «Создание системы поддержки талантливых (одаренных) детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей.
Приоритетными направлениями образовательной деятельности МОУ ДОД «ДТДиЮ» 2011-2012 учебного года будут обновления, разработка и реализация образовательных программ:
· направленных на формирование здорового образа жизни у обучающихся;
· направленных на развитие инклюзивного образования;
· направленных на социализацию личности;
· отвечающих запросам обучающихся старшего подросткового возраста.
Несомненно, важную роль в формировании компетентностей воспитанников Дворца играет  наша библиотека, которая в минувшем учебном году так же находилась в поиске новых форм своей деятельности. Успешным можно считать опыт проведения творческих встреч воспитанников Дворца с подлинными носителями культурных традиций - карельскими писателями, журналистами. Таким образом,   в гостях у ребят побывали фотохудожник  и директор издательства «Скандинавия» М.С.Скрипкин, заслуженный журналист и писатели  Карелии Заалова С.Ю., Востряков И.Д.,  Салтуп Г.Б.
Из  111 проведенных библиотекой Дворца мероприятий,12 были посвящены Году космонавтики, используемые формы работы можно наглядно увидеть в представленной ниже схеме.
Формы работы библиотеки
02e
Научно-методическая деятельность.
Отличительной чертой научно-методической деятельности Дворца творчества является то, что она  направлена  как на учреждение, так и на образовательную среду города Петрозаводска.
Приоритетными задачами научно-методической деятельности в 2010-11 г.г.  были :
· Повышение роли дополнительного образования в становлении личности ребенка;
· Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта;
· Организация  условий  личностного и профессионального развития педагогов через разработку образовательных проектов, анализ их результативности и статистическую обработку;
· Подготовка публикаций, обобщающих лучший педагогический опыт.
В 2010-2011 учебном году научно-методическая деятельность МОУ ДОД «ДТДиЮ» осуществлялась по следующим основным направлениям:
1. Организация работы органов общественного самоуправления (Научно-методического совета и Совета по рецензированию программ)
2. Проектная деятельность и конкурсы
3. Повышение квалификации педагогических работников, научно-исследовательская деятельность и издательская деятельность
4. Программирование и консультирование
5. Мониторинг качества образования и психолого-педагогическое сопровождение
6. Организация работы городского ресурсного центра
7. Подготовка аналитических материалов для Программы развития Дворца творчества
Научно-методическая деятельность была реализована в разнообразных, в том числе инновационных, формах. Таких как:
· конкурсная заявка (проект)
· педагогический марафон открытых занятий
· публикация
· конференция (семинар, мастер-класс)
· повышение квалификации
· консультация
· самоанализ деятельности педагогов и управленцев при прохождении аттестации
· защита диссертации
· экспертная оценка
В течение 2010-2011 учебного года, в соответствии с уставом, во Дворце работали органы общественного самоуправления. Состоялось 6 заседаний  Научно-методического совета и Совета по рецензированию программ.
Научно-методический совет осуществлял координацию и внутреннюю экспертную оценку результатов научно-методической работы в учреждении; способствовал разработке методологии и методики дополнительного образования детей; совершенствованию методического обеспечения. Научно-методическим советом были рекомендованы к печати 12 изданий, содержащих результаты научно-методической работы педагогов Дворца творчества. Совет по рецензированию программ – коллегиальный орган самоуправления Дворца творчества – проводил рецензирование и рекомендовал к принятию и утверждению программы. На Экспертных советах по рецензированию программ были рассмотрены и рекомендованы к утверждению 43 новых, или переработанных педагогами программ (более 30% всех программ Дворца творчества).
Органы общественного самоуправления в 2010-11 гг. обеспечили координацию и внутреннюю экспертную оценку результатов научно-методической работы в учреждении, совершенствование методического обеспечения и вовлечение педагогов МОУ ДОД «ДТДиЮ» в научно-методическую деятельность.
Инновационная деятельность
Проектная деятельность и участие в конкурсах позволяют образовательному учреждению быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг г. Петрозаводска. В ходе реализации проектов и участия в конкурсах отрабатывались новые идеи, которые в дальнейшем могут быть включены в образовательные программы. В 2010-2011 учебном году во Дворце творчества были реализованы 29 методических проектов и конкурсов различного уровня: от уровня учреждения до международного уровня.
Проекты уровня учреждения:
· «Удивительный калейдоскоп» (Т.П. Левитская, Г.П. Нестерова, Т.Г. Кушкова),
· «ТВОРЧЕСТВО+ПОИСК» (Г.П. Нестерова, Т.Г. Кушкова)
Проекты муниципального уровня:
Секция по дополнительному образованию детей в рамках Городской общественно-педагогической конференции (август 2010 года) (Е.А. Раевская)
«Всероссийский Интернет-педсовет в Петрозаводске» (октябрь 2010) (А.В. Соколова)
Муниципальный конкурс «В преддверии сентября»  в номинации «Шаг в информационное будущее».
«Город, устремленный в будущее»  проект «Синяя птица творчества» стал лауреатом конкурса 2010 года в номинации:  «Проект года в области культуры и искусства».
Городской конкурс «Мой лучший урок». (победителем конкурса в номинации «Дошкольное и дополнительное образование» стала Арапова Е.С.,рекомендованы  для публикации в журнале «Столичное образование» авторские разработки  Саволайнен, Н.А. )
Проекты федерального и международного уровней:
Педагоги Дворца творчества приняли участие в проектах и конкурах:
Международного уровня – 10 проектов.
Федерального уровня - 7 проектов (в том числе на IХ Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» представлены материалы лауреата Республиканского этапа конкурса Д.Г. Ившиной.)

Название мероприятия

Время и место проведения

Педагог

1

Второй Всероссийский конкурс видеофильмов «Провинциальный дневник»

20.09.2010

Москва

Чупин О.В.

2

Литературный конкурс от Испанского Центра «Что ты читаешь этим летом?»

31.12.2010

С-Петербург

Соколова А.В.

Тимофеева М.Ю.

Гришина Ю.С.

3

Конкурс сайтов «Позитивный контент 2010»

30.10.2010

RU-Center

Фонд развития Интернет

Доронина О.А.

Соколова А.В.

4

III Международный конкурс фотографии Испанского Центра «Испания –Россия»

15.12.2001

С-Петербург

Лукиянчук А.И.

Баженов Е.А.

5

Конкурс детского рисунка "Спасение на пожаре"

01.10.2010

Москва

Тимофеева Е.Н.

6

Молодежный летний лагерь Миллениум

15.12.2010

Финляндия

Соловьёва О.А.

7

V всероссийский конкурс детского рисунка

"Жизнь в глобализованном мире"

01.03.2011
Москва, Институт географии РАН

Тимофеева Е.Н.

8

Международный конкурс сценариев добровольческих акций "Уроки благотворительности"

15.03.2011

443100, г. Самара

Гришина Ю.С.

9

Фотоконкурс «Ракурс мира»

КРМОО «ВЕЛОЭКСТРИМ», при поддержке МУ «Центр молодежи»

Баженов Е.А.

Команда «Взгляд»

10

Первый открытый профессиональный конкурс педагогов "Активные методы обучения в образовательном процессе"

Международный Институт Развития "ЭкоПро", образовательный портал "Мой университет"

Гришина Ю.С.,

Саволайнен Н.А

В рамках проектной деятельности в 2010-2011 году прошли:
· Встреча с Аннели Ояла - начальником бюро проектов Института России и Восточной Европы.
· Встреча с педагогами в рамка международного проекта «Creative Compass».
· Круглый стол участников грантовской программы фонда «Русский мир».
· Встреча с художником и преподавателем школы искусств из Финляндии Marko Viljakka., посещение мастер – класса «Образ воды».
· Участие в конкурсе грантов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Крыж С.А.
· Международная конференция «Через новые идеи – к гендерному равенству»
· Разработка проекта «Изменение гендерных стереотипов в управлении, бизнесе и образовании».
· Конференция «Электронные образовательные ресурсы – путь к новому качеству образования», Санкт-Петербург.
· Круглый стол «Дворец - интеграционное пространство сохранения и развития национальных культур населяющих Карелию народов» с участием представителей из Финляндии.
· Международный проект «Играем и рисуем вместе», направленный на развитие международного сотрудничества в области образования и организации проведения свободного времени детей и молодёжи 2011-2013 г.г. Участники: МОУДОД «ДТДиЮ» и Базовая школа Йоэнсуу.
· Круглый стол Росийско-норвежского проекта по развитию толерантности в обществе к ЛЖСВС через обучение журналистов «Медиа-ответ на ВИЧ».
В созданную «Карту инноваций  Дворца 2011 года » вошли:
1. Модуль «Создание нового проекта»: Фестиваль «Свята Русь земля», на котором прошёл конкурс балетмейстерских работ. Авторы проекта – педагоги Детского образцового коллектива России ансамбля танца «Созвездие» (Н.Г. Вахтеров и Н.А. Каширина и др.).
2. Модуль «Признание»: триумфальный полёт «Синей птицы». Авторы проекта - коллективы театр-студии «Звуки музыки» и Школы оркестровой игры (Л.Н. Журбенко, С.Я. Журбенко и др.). Авторское исполнение и аранжировка (С.Я. Журбенко).
3. Модуль «Инициатива»: концертные выступления детского самодеятельного хора «Теллерво» в сопровождении профессионального оркестра русских народных инструментов. Авторы проекта педагоги Детского образцового коллектива России хора «Теллерво» (И.В. Белковская и др.).
4. Модуль «Новые формы в сотворчестве педагогов и детей при организации концертных программ «Танцуем вместе». Авторы проекта – педагоги Народного коллектива России – ансамбля танца «Феерия» (Л.Т. Галиева и др.).
5. Модуль «Объединение коллективов в создании спектакля». Авторы проекта – педагоги Театра кукол «Ауринко» и программы «Театр +» (Д.Г. Ившина и Л.Г. Попина).
6. Модуль «Расширение сферы возможных видов деятельности педагога»: «Валяние» Кузьмина Н.А. «Тамбурный шов» Маркова И.В.
7. Модуль «Творческое сотрудничество различных объединений Дворца для популяризации традиционной народной культуры». Авторы проекта: С.А.Крыж, Е.В.Файзырахманова, Баженов Е.А., Чупин О.В. Саволайнен Н.А.
8. Модуль «Создание дизайн - проекта сквера и Зимнего сада Дворца и работа над пополнением видового состава животных живого уголка». Авторы проекта – педагоги экологического сектора отдела « Открытие») (на стадии разработки)
9. Модуль «Использование современных технологий в подаче образа своей деятельности и особенностей в работе с детьми» (видеофильмы). Авторы проекта – Н.Б. Кордова, Е.Ф. Павгурт, О. Медведева.
10. Модуль «Интеграция» - совместная работа с Петровской школой «Смотрим видео». Авторы проекта: С.А. Самылин, О.В. Чупин, О.А. Догадина, Н.А Вахтерова, Н.Г. Вахтеров.
11. Модуль «Педагог-мастер» («играющий тренер», чемпион России 2011 года по каратэ – А.И.Савельев).
12. Модуль «Партнёрство». Автор проекта – Ю.С. Гришина, которая объединяет людей, помогающих нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде)
13. Модуль «Bookcrossing». Реализация проекта – зав. библиотекой М.Ю. Тимофеева.
14. Модуль «Игры разума». Реализация проекта – Н.А. Бухарина.
15. Модуль «Образовательные услуги для детей с особыми потребностями. Музыкальная терапия» (Автор проекта – С.Я. Стангрит).
Авторам (авторским группам) удалось преодолеть сложности этапа внедрения творческих проектов и инноваций, доказать эффективность своего новшества и найти мотивы для того, чтобы внешнее окружение присоединилось к группе сторонников новшества и включилось в его апробацию.
В настоящее время реализация творческих проектов и внедрение инноваций - обязательное условие развития любого образовательного учреждения. Таким образом, реализованная в прошедшем учебном году инновационная деятельность МОУ ДОД «ДТДиЮ» (а именно - 41 проект) являются фактическим  показателем успешности работы образовательного учреждения.
К вопросу о качестве образования…
Организация системы непрерывного педагогического образования – важное условие повышения качества образовательных услуг. В 2010-2011 учебном году во Дворце творчества была проведена большая работа по повышению квалификации педагогических кадров. Повышение квалификации проходило через курсовую подготовку, участие в издательских проектах, проведение и анализ открытых занятий и концертных выступлений, участие в конкурсах и проектах, в исследовательской деятельности, через адресное консультирование, прохождение процедуры аттестации, выступления на семинарах и конференциях, ведение научной деятельности и защиту диссертационных исследований.
Положительный результат реализации системы научно-методического сопровождения процесса повышения квалификации педагогических работников можно отметить в том, что в проведении открытых занятий и сценических постановок смогли принять участие 26 педагогов дополнительного образования (22,2% из состава педагогов, работающих на постоянной основе) из всех отделов учреждения; в издательских проектах – 27,9%. Повышение квалификации на первую и высшую категорию успешно прошли 16 педагогов и управленцев, на вторую – 9 педагогов (28,4% состава педагогов, работающих на постоянной основе).
Во Дворце прошло 8 мероприятий по повышению квалификации (семинаров, модулей), в том числе - 4 республиканских, в которых приняло участие более 60 человек (100 посещений).
Система открытых занятий была реализована через педагогический марафон: «ТВОРЧЕСТВО+ПОИСК». В ходе марафоне помимо собственно учебных занятий, как формы организации работы с детьми в дополнительном образовании были представлены мастер-классы, творческая встреча с родителями и конференция. В марафоне приняли участие 14 педагогов. Ими были показаны следующие занятия:
1. Гришина Юлия Сергеевна – открытое занятие по теме: «Жить в мире с собой и другими»
2. Зимина Наталья Владимировна – открытое занятие по теме «Интонирование, формирование гласных звуков»
3. Крыж Светлана Анатольевна – открытое занятие по теме «Красота неба и сила земли»
4. Кудрявцева Оксана Валентиновна – мастер-класс по теме «Японский шнурочек»
5. Кузьмина Наталья Анатольевна – открытое занятие по теме «Наш город» – коллективная работа
6. Лежаева Наталья Анатольевна – конференция по теме «Экономика в современном мире»
7. Матусевич Вера Рафаиловна – открытое занятие по теме «Мир увлечений. Природа и коллекционирование»
8. Ощепкова Марина Ивановна – открытое занятие по теме «Петрозаводск – город, в котором мы живём»
9. Попина Людмила Геннадьевна – открытое занятие по теме: «Игровая импровизация»
10. Семёнова Светлана Фёдоровна – творческая встреча «Праздник для мам».
11. Серебрякова Вера Ивановна – открытое занятие по теме: «Древнерусское искусство»
12. Стангрит Наталья Владимировна – открытое занятие по теме «Работа над образом в мюзикле «Все мыши любят сыр»
13. Стангрит Сергей Яковлевич открытое занятие по теме «Ритмы жизни» в рамках научно-практической конференции.
14. Стангрит Сергей Яковлевич, Юрьева Людмила Владимировна – мастер-класс по теме «Импровизации»
Прошедший в феврале – мае 2011 года фестиваль идей, авторских проектов, событий, творческих работ «Удивительный калейдоскоп», посвященный Дню рождения Дворца, объединил более 40 участников. На фестивале были представлены 24 проекта. Особо хотелось бы отметить номинации:
«Есть идея» (педагог Канаева В.В.),
«Событие» (Медведева О.В., Кордова Н.Б.),
«Шанс» (Гришина Ю.С.).
Фестиваль, основывающийся на умении участников разрабатывать свой авторский компонент в совместной творческой деятельности, полностью оправдал ожидания. У педагогов была не только возможность обобщить опят и поделиться с коллегами своими авторскими находками, но и подготовить наиболее интересные из них к печати в сборнике творческих разработок педагогов Дворца.
В системе проходило повышение квалификации сотрудников методической службы, в том числе - обучение современным компьютерным технологиям (создание фильма в Windows Movie Maker (3 человека); вёрстка, печать брошюр средствами «Open Office.org» (3 чел.)).
Методической службой были разработаны и проведены семинары по теме: «Создание системы поддержки талантливых (одаренных) детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей», «Методика определения результатов образовательной деятельности детей», «Активные методы обучения». Совместно с ГОУ РК «ИПКРО» было организовано проведение семинаров на базе МОУ ДОД «ДТДиЮ»: «Инновационная деятельность педагога в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», тематический обучающий семинар «Фандрайзинг в УДОД». Совместно с Комитетом по Национальной политике Республики Карелия прошёл семинар-тренинг «Современные технологии формирования мира и согласия в детской и молодёжной среде».
В настоящее время работу над диссертацией по тематике декоративно-прикладного творчества ведёт педагог Дворца творчества, соискатель ГОУ ВПО «КГПА» Н.А. Саволайнен. В марте 2011 года состоялась защита диссертационного исследования «Развитие самосознания старших подростков на основе рефлексивно-гуманистического подхода» (Раевская Е.А).
22 апреля во Дворце творчества детей и юношества состоялась XIV Практико – исследовательская конференция «Шанс и успех», в которой приняли участие юные исследователи в возрасте от 9 до 17 лет. Все работы были подготовлены на базе МОУ ДОД «ДТДиЮ». Научными руководителями докладов выступили педагоги Дворца творчества.
· Секция «Здоровый образ жизни». Научный руководитель – Кальгина Татьяна Ивановна. Программа «Истоки здоровья».
· Секция «Экономика». Научный руководитель – Лежаева Наталья Анатольевна. Программа «Юный экономист».
· Секция «Мировая художественная культура». Научный руководитель – Серебрякова Вера Ивановна. Программа «История искусств».
· Секция «Экология». Научный руководитель – Ильичев Михаил Валентинович. Программа «Хемихромис»
Жюри конференции рекомендовало 5 работ на Городской этап конференции «Будущее Петрозаводска».
Всеволод Рудый (научный руководитель М.В. Ильичёв), также, стал лауреатом XVI Республиканской научно-исследовательской конференции «БУДУЩЕЕ КАРЕЛИИ», 2011 год с докладом «Поведенческие реакции рыб семейства Лабиринтовых» по направлению « Юниор».
Хотелось бы подчеркнуть особо, что во время празднования дня рождения Дворца в мае этого года впервые чествовали не только отмеченных почетным званием «творянина» лучших наших воспитанников ,но были награждены памятными медалями все выпускники 2011 года .Впервые были названы и награждены памятными призами не только победители «Удивительного калейдоскопа», но и десять лучших педагогов Дворца по итогам года. Надеемся, что родившиеся хорошие традиции удастся сохранить и преумножить.
Редакционно-издательская деятельность
В 2010-2011 учебном году участие в издательских проектах приняли 14 составителей, 18 авторов-педагогов (27,4% состава педагогов, работающих на постоянной основе), 97 обучающихся. Сборники иллюстрировали 3 педагога, 45 обучающихся
· «Давай построим театр».  Методическая разработка КТД (Ю.С. Гришина).
· «Правильная осанка – ключ к здоровью» Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования детей «Движение для здоровья» (Т.И. Кальгина);
· «Рассказ об издательской деятельности Петрозаводского Дворца творчества детей и юношества» (Е.С. Арапова, С.А. Вишневская, Т.Г. Кушкова, Н.Б. Кордова).
· «Моя первая игрушка». Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования детей «РаДушка» (Е.Г. Кауппинен).
· «Художественно-эстетическое воспитание обучающихся в дизайн – студии моды «Традиции и современность»: национально - региональный компонент»  (Н.А. Саволайнен).
· «Привет, Мурзилка!» Методическая разработка занятия библиотечного занятия. (М.Ю. Тимофеева).
Мониторинг качества образования
Нельзя проектировать образовательную деятельность учреждения без опоры на данные мониторинга, системы сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах.
На сегодняшний день комплексная Программа мониторинга деятельности образовательного учреждения во Дворце творчества находится в стадии разработки. Это отнюдь не означает, что не проводятся эпизодические замеры по различным направлениям . Исследуются сформированность и структура мотивации учебной деятельности детей, удовлетворённость всех субъектов образовательного процесса включая родителей и педагогов Дворца) сформированность ценностных ориентаций у обучающихся 15-18 лет и многие другие параметры, позволяющие вносить адекватные и востребованные изменения в деятельность учреждения.
В 2010-2011 учебном году в ходе изучения психолого-педагогических показателей качества образования по МОУ ДОД «ДТДиЮ», были получены следующие сводные данные
03e
04e
05e
06e
07e
08e
Полученные данные выявили высокий и очень высокий уровень удовлетворённости обучающихся качеством образовательного процесса. У детей и подростков, обучающихся по программам основного общего и среднего (полного) общего образования развита мотивация учебной деятельности (средний и высокий уровень). В мотивации учебной деятельности выявлена динамика: позиционные мотивы, наиболее развитые у младших школьников и в среднем школьном возрасте, у старших подростков и юношей (15-18 лет) сменяются собственно учебными мотивами. Также, у старших подростков и юношей выявлены сформированные ценностные ориентации (средний и высокий уровень). Самый высокий уровень развития выявлен по параметру «ценность познания» (66%). Таким образом, можно сделать вывод о высоком качестве дополнительного образования детей в МОУ ДОД «ДТДиЮ».
Данные по уровням освоения программ получены по каждой программе и отражены в отчётах по отделам. В 2011-12 учебном году планируется обработка всего массива данных по учреждению за 3 года.
09e
10e
Ежегодный психолого-педагогический мониторинг выявил высокий и очень высокий уровень удовлетворённости всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов и родителей) его качеством. Анализ результатов тестов креативности (П. Торренс) показал, что у обучающихся развито творческое мышление (средний и высокий уровень). У детей и подростков, обучающихся по программам основного общего и среднего (полного) общего образования развита мотивация учебной деятельности (средний и высокий уровень). У старших подростков и юношей (14-18 лет) выявлены сформированные ценностные ориентации (средний и высокий уровень). Исследования также показали, что эти результаты закономерны. Они обеспечены высоким уровнем (77%) готовности педагогического коллектива Дворца к совместному творчеству.
Таким образом, выполняется важнейшая стратегическая задача повышения доступности качественного дополнительного образования, в том числе и на базе общеобразовательных учреждений.
На состоявшемся в июне Педагогическом совете Дворца состоялось обсуждение представленного Проекта программы «Мониторинг деятельности Дворца», в сентябре рабочая группа ,занимающаяся его разработкой ,планирует представить коллективу окончательный вариант. Очень хочется, чтобы рождающаяся Программа стала весомым и безусловным подспорьем как в практической деятельности каждого педагога, так и серьезным и независимым экспертом, корректирующим процесс развития нашего образовательного учреждения.
Дворец - Городской ресурсный центр.
Дворец творчества является Ресурсным центром муниципальной системы образования и включён в реализацию Программы развития муниципальной системы образования до 2015 года.
Центр безопасности «Зеленая волна».
В целях повышения эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганды Правил дорожного движения центром безопасности Дворца «Зеленая волна» (под руководством Ощепковой М.И.)была проведена работа по следующим направлениям:
I. Организационно-аналитическая:
· анализировалось состояние учебно-методической и воспитательной работы в учреждениях по БДД по представленной документации (отчеты ОУ по месячникам безопасности и операции «Внимание, дети» сентябрь, май);
· подготовлен мониторинг эффективности деятельности образовательных учреждений по профилактике ДДТТ
· организованы и проведены городские мероприятия по профилактике ДДТТ.
· конкурс детских творческих работ «Дети и дорога» (110 работ обучающихся из 11 образовательных учреждений города в цифровом формате.)
· конкурс знатоков БДД «Главная дорога» среди учащихся 6-х классов (40 образовательный учреждений)
· игровая программа «По дороге со Смешариками» ( МДОУ № 45,20, летний лагерь МОУ ДОД «ДТД И Ю» - 5,6. 06 )
· подготовка и проведение станции «Дорожная безопасность» в городской игре «Зарница» (26 команд ОУ СОШ, всего 400 человек)
II. Методическая
· реализуется программа курсовой подготовки педагогических работников «У светофора нет каникул».
· проведены семинары «Как научить ребенка предвидеть опасные ситуации на дороге», «Стереотипы в преподавании правил дорожного движения» для воспитателей дошкольных образовательных учреждений (12); «Установка на безопасность», «Технологии безопасности», «Предметная неделя по БДД» «Родителям о дорожной безопасности» для учителей 1-4 классов и классных руководителей общеобразовательных учреждений (20).
· инструктивно-методическое занятие «Система работы по профилактике ДДТТ в образовательном учреждении» для ответственных специалистов за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма города (20.10)
· программа «Дорожная безопасность» переработана, дополнена практическими занятиями и диагностическими материалами. В текущем учебном году участниками программы стали 910 обучающийся начальной школы СОШ № 1, 5, 6, 27 и гимназии №30.
· подготовлена публикация «Двор, в котором я живу» (по программе «Дорожная безопасность) в сборник «Калейдоскоп занятий».
· Проведено открытое занятие по программе «Дорожная безопасность» (М.И. Ощепкова).
Методическая работа Центра музыкальной терапии
«Кантеле-Тало»
Тема "Музыкальная терапия (кантелетерапия) в условиях учреждения дополнительного образования", как показывает время, по-прежнему актуальна как для системы образования г.Петрозаводска, так и для Республики Карелия в целом. Педагоги делятся своим опытом как на репетициях, так и посредством индивидуальных или групповых мастер-классов, тренингов, творческих встреч на базе ДТДиЮ или на базе образовательных учреждений.
В рамках работы центра (которым руководит Стангрит С.Я.) прошли встречи, консультации и мастер-классы
1. Музыкальных руководителей детских объединений РК (ИПК)
2. Мастер-класс в центре «Надежда»; 25 слушателей.
3. «Кинерма»
4. Мастер-класс по теме «Кантелетерапия» на фестивале-конкурсе «Многоликая Россия» (Центр национальных культур, 50 слушателей).
5. Детское Объединение № 71, мастер-класс
6. Детская Республиканская Больница, отделение хирургии
7. . Подготовка воспитанников детского дома № 1 Петрозаводска к выступлению на балу в Санкт-Петербурге.
8. Благотворительный рождественский бал во дворце князей Белозерских-Беозерских (г.Санкт-Петербург) для воспитанников детских домов.
9. Мастер-класс по кантелетерапии для воспитанников детских домов Петрозаводска. (140 участников. Кинотеатр «Премьер»).
10. Фестиваль и научно-практическая конференция «Ритмы +» 20 марта 2011. Идея проведения подобного фестиваля подтвердила свою продуктивность и перспективность.
11. Консультации работников образования г. Петрозаводска.
Особым образом организованные музыкальные занятия способны помочь педагогам и другим участникам образовательного процесса адаптироваться к изменяющимся условиям. Задачи, которые решаются на этих занятиях: приобретение новых двигательно-исполнительских навыков; приобретение нового жизненного опыта; освоение основ музыкальной импровизации (сольной и в ансамбле); приобретение опыта публичных выступлений; освоение новых моделей поведения.
12. Создание методического видеодиска «Воробьишки. 2010 – 2011». Данный диск может быть использован как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
13. Создание методического видеодиска «Ритмы + 2011». Данный диск может быть использован как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
В 2010-2011 учебном году была подготовлена статья «Бесписьменная традиция в системе образования» в сборник «Арт-педагогика: современное состояние и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции» а так же опубликованы Тезисы участника «II Всемирного конгресса по арт-терапии» (Венгрия, Будапешт, 2011 год).
В преддверии нового учебного года во Дворце планирует открыть свои двери методический центр «Призма», который не просто аккумулирует весь имеющийся в данном направлении деятельности практический опыт, но и придаст ему новое звучание в том числе через обновленные формы деятельности.
***
На 10 декабря 2010 года коллектив Дворца творчества насчитывал 238 человек, из них педагогических работников – 153 человека. На постоянной основе работало 115 человек (75%), 38 педагогов (25%) работали во Дворце по совместительству.
Таким образом, за 2007-2010 года снижено число совместителей: 2009-10 у.г. дополнительные образовательные программы на базе общеобразовательных учреждений, в основном, реализуют высококвалифицированные педагоги дополнительного образования детей.
Большинство педагогов МОУ ДОД «ДТДиЮ» (87,3%) имеют квалификационные категории: 76 человек - высшей категории, 27 - первой категории, 26 - второй категории; без категории - 24 педагога (23,7%). Только за 2008-2010 гг. более 40 педагогов успешно прошли процедуру аттестации на различные категории. 117 педагогов (78,5%) имеют высшее профессиональное образование, трое учатся в аспирантуре. Почетные звания и награды Республики Карелия имеют 20 человек, Почетные звания и награды Российской Федерации имеют 27 человек.
За 2007-2010 года были отмечены успехи в деятельности многих педагогов Дворца: А.В. Доронин – педагог дополнительного образования, руководитель секции «Теннис» - был удостоен Премии Главы Петрозаводского городского округа; Н.В. Титова. – педагог дополнительного образования, руководитель кандидатского хора «Теллерво» и М.В. Ильичев – педагог дополнительного образования, руководитель клуба «Самбист» - стали финалистами Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»; И.В. Белковская и Г.В. Хомякова - педагоги дополнительного образования, стали дипломантами Всероссийского конкурса авторских программ. Е.С. Арапова стала победителем городского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», Е.Г. Кауппинен — победителем городского этапа, а Д.Г. Ившина — республиканского этапа конкурса «Сердце отдаю детям». Н.В.Титова и В.В. Милицина представили от Дворца творчества лучший опыт по реализации идей сотрудничества в дополнительном образовании в ходе республиканской конференции молодых педагогов «Фрадковские чтения».
Структура МОУ ДОД «ДТДиЮ»
На основании проведённого управленческого анализа была оптимизирована структура учреждения. Организация деятельности МОУ ДОД «ДТДиЮ» на современном этапе осуществляется через 9 отделов:
- «Детскую художественную школу», объединяющую в себе «Сектор изобразительного искусства» и «Сектор декоративно-прикладного творчества»;
- «Детско-юношеский клуб физической культуры»;
- «Информационно-издательский центр»;
- «Методическую службу»;
- «Отдел народной музыки»;
- «Центр сценического искусства»;
- «Центр комплексных развивающихся программ «Открытие», в который входят «Экологический сектор» и «Школьный сектор», обеспечивающий реализацию дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений.
Важную функцию организационно-управленческого, финансово-хозяйственного и административно-хозяйственного обеспечения деятельности выполняют «Административный отдел» и «Административно-хозяйственная часть». В перспективе планируется внесение некоторых изменений в данную структуру .(см схему)
scheme_e
Достижения  Дворца
В 2010-2011 учебном году во Дворце было реализовано множество интересных новых проектов: проект «Дворец в прямом эфире», транслирующийся в Интернет; программа «Воскресенье», позволившая каждый месяц почти тысяче родителей и детей приходить во Дворец на целый день на интереснейшие мастер-классы и спектакли; проект для бабушек и дедушек детей Дворца «@ктивный сеньор»; международная программа UNISEF, детского отделения ООН «Города, доброжелательные к детям».
В сентябре 2010 года Дворец стал победителем конкурса образовательных учреждений города в номинации «Шаг в информационное будущее» в конкурсе «В преддверии сентября», а в декабре - стал лучшим на престижном в Петрозаводске ежегодном конкурсе «Город, устремлённый в будущее».
Концертный хор «Теллерво» успешно представил наш Дворец в Норвегии на международном фестивале «NINA Greig festival». Студия моды и пластики (руководитель Зинаида Станисловасовна Васильева) — достойно выступила на V открытом петербургском Фестивале Этнической Моды «Этно Мода — 2010». В ноябре во Дворце прошёл I Межрегиональный танцевальный конкурс «Свята Русь — Земля!», который придумал и воплотил в жизнь творческий педагогический коллектив хореографического ансамбля «Созвездие» (руководитель – Николай Гаврилович Вахтеров).
Дворец   трижды участвовал в городском конкурсе «Город,  устремленный в будущее»: по итогам  2008 года –  в номинации «Лучшие образовательные практики столицы» был получен диплом и денежный приз за «Интеграцию основного и дополнительного образования», по итогам 2009 года – почётная грамота Главы самоуправления за «Лучший проект в области информатизации», по итогам 2010 года – Дворец стал лауреатом в номинации «Проект года в области культуры и искусства».
Количество мероприятий разных уровней
11e
Количество участников от МОУ ДОД «ДТДиЮ» в мероприятиях разных уровней соответственно:
12e
Каникулы – 2011.
2010-2011 учебный год во Дворце творчества по традиции не завершился 31 мая, когда были подведены итоги выполнения образовательных программ по всем 10 направленностям, реализуемым в образовательном учреждении. По традиции во Дворце проводится программа «Каникулы во Дворце», которая ориентируется на развитие и успех ребенка, оздоровление и рекреацию каждого участника летних программ, их семей в каникулярное время и на поддержку личности обучающихся в творчестве. В комплекс услуг, которые предоставляет Дворец летом входят: экскурсионная деятельность, оздоровительная, экологическая программа, культурно-массовая и образовательная деятельность. Результатом летней деятельности Дворца являются концерты, выставки, соревнования, пленер, походы, мастер – классы, видео съёмки.
На базе Дворца с первых чисел июня развернули работу лагерь летнего отдыха «Ауринко–2011» и площадка для детей «Радужная смена-2011».
Лагерем Дворца удалось охватить 31 чел. детей, площадкой были охвачены 72 человека. Таким образом, 103 ребенка в течение месяца не только отдыхали, но и занимались в продолживших работу «в летнем режиме» дворцовских кружках. Кроме того, программы лагеря и площадки были сформированы таким образом, чтобы воспитанники могли посетить музеи, выставочные залы, библиотеки, кинотеатры города, съездить на экскурсию в д. Половина на игровую программу «Поиски сокровищ», принять участие в соревнованиях по спортивному ориентированию и на скалодроме.
Помимо этого, Дворец творчества организовал летнюю досуговую программу не только для собственного лагеря, но и для воспитанников школьных городских лагерей. Куратором данной программы была Матвеева Л.А.
Для них состоялись:
· Концерт эстрадной студии «Сезон надежд» (рук. Корыпаева О.Д.)
· Спектакль «Сказка-загадка» (рук. Попина Л.Г.)
· Концерт эстрадной студии «Поколение» (рук. Хуттунен А.И.)
· Развлекательная игровая шоу-программа «Летнее настроение» (Лукиянчук А.В.)
Данные мероприятия в итоге посетили 513 учащихся из летних лагерей школ: СОШ № 6,4,9,37,12,39,27,34,13 и из Дома творчества №2.
Таким образом, удалось организовать оздоровительную, интересную, развивающую программу летнего отдыха для детей Петрозаводска на базе Дворца, среди которых были и дети-инвалиды (2 человека), и дети из многодетных и неполных семей (6 человек). Хотелось бы особые слова благодарности сказать 44 педагогам, которые работали в лагере и на площадке, которые наполняли содержанием каждый день летней смены, окружали неподдельным вниманием и заботой своих воспитанников, в том числе в субботние дни, а особенно начальнику лагеря Васюничевой И.Н. и начальнику летней площадки Кузьминой Н.А.
Летняя оздоровительная компания на базе Дворца в динамике:
13e
***
В преддверии подготовки к новому учебному году во Дворце были проведены основательные ремонтные работы. Благодаря тому, что в 2009-2010 учебном году удалось осуществить масштабную замену светильников и сантехнического оборудования детского учреждения, в 2010-2011 учебном году в качестве приоритетных направлений были выбраны помещения общего пользования, а именно: фойе, лестничные проемы, рекреации, винтовая лестница, залы Дворца и туалеты.
Удалось осуществить покраску общей площадью 1877,56 м2 (не считая 163,82 м2 уличных площадей). Были приведены в порядок скамейки, окна, двери (общей площадью 72 м2). Осуществлен косметический ремонт (шпаклевка и покраска кабинетов 25, 53, 78а, кукольного театра (общей площадью 356,73 м2).
Таким образом, всего было покрашено 2470,11 м2 площадей Дворца творчества
14e
Был осуществлен настил:
· линолеума на I, II этажах, в кабинете 78а (общая площадь 179,2 м2)
· ламината в кабинетах 61 и 43 (170,7 м2)
15e
Была осуществлена:
· замена коридорных дверей,
· замена светильников (к. 53, I и II этажи технического корпуса),
· установка жалюзи (к.66, 78а).
16e
Проведены ремонтные работы в туалетах технического корпуса (установлено сантехническое оборудование).
Хотелось бы отметить два основных объекта, которые заслуживают особого внимания: Методический ресурсный центр Дворца и Музейный центр, где был осуществлен косметический ремонт, частичная реконструкция кабинетов, приобретена мебель и необходимое оборудование. В ближайших планах - осуществление ремонт бренда Дворца – винтовой лестницы, а именно – замена покрытия из искусственной кожи. Хотелось бы подчеркнуть, что в мае 2011 года удалось осуществить косметический ремонт крыльца Дворца творчества, находившегося в аварийном состоянии.
Все работы производились за счет привлеченных внебюджетных средств с сентября 2010 года по август 2011 года. На осуществление ремонтных работ было израсходовано 530694 рублей. Для сравнения – в прошлом учебном году расходы составили 425600 рублей.
17e
Таким образом, в новый 2011-2012 учебный год Дворец вступает с обновленным крыльцом, холлом, винтовой лестницей, рекреациями, учебными кабинетами, кукольным театром, местами общего пользования. Грандиозный по своим масштабам ремонт удалось осуществить благодаря слаженной и организованной работе хозяйственной службы Дворца под руководством заместителя директора по хозяйственно-финансовой деятельности Лежаевой И.В.
***
На пороге новый учебный год, знаковый для нашего Дворца. Год его семидесятипятилетия. Конечно, нет в нашем Дворце человека-маленького или большого- который не радовался бы за свой славный Дворец и одновременно не понимал, что то, каким он будет-этот год - зависит от каждого из нас. И не просто понимал, а помогал и поддерживал свой родной Дворец - свой островок счастливого детства. Не случайно каждого входящего сегодня в наш дом приветствуют флаг с обращенной к свету радугой на ладонях и слова, идущие от сердца: «Дворец-твой дом, ты в нем - творец». И это не просто слова, это - наша жизнь…

{jcomments on}