Главная
ПОИСК ПО САЙТУ

Дорогие друзья!

        Дворец творчества детей и юношества и Петровская школа завершили процедуру реорганизации.

        Вновь созданное образовательное учреждение - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

       Петрозаводского городского округа "Центр образования и творчества "Петровский Дворец".

Наш новый сайт размещается по адресу: http://pd.karelia.ru/

радуга полоска

Srodniki oblozhka 116 января в Национальном музее Республики Карелия состоялась презентация сборника «Сродники». В основу книги легли воспоминания простых людей, живших и живущих в Заонежье. Редактор-составитель сборника Любовь Венедиктовна Герасева, Член Союза журналистов России, экс-редактор Республиканской газеты детей и подростков "Моя газета+". C 2000 по 2012 г. вся редакция "Моей газеты+" вместе с ее главным редактором работали в нашем Дворце творчества. Наряду с детской республиканской выпускалась внутренняя газета "Дворцовая площадь". 

О презентации книги было много сказано в средствах массовой информации. Обратимся к самим воспоминаниям. Чтение даже тех небольших отрывков, которые мы публикуем ниже, заставляет задуматься и посмотреть на жизнь прошлую и сегодняшнюю немного иначе. Люди пережили войны и голод, теряли близких и при этом сохраняли огромную любовь к жизни и своему краю. Несмотря ни на что, не поддались унынию, не обозлились. Поколения 20-30-х годов прошлого века - поколение титанов, победивших фашизм, отстроивших свою страну. Что удивительно, они говорили о своей жизни скромно, как о чем-то обычном, негероическом. 

Мы приводим небольшие отрывки из сборника, которые любезно нам предоставила Любовь Венедиктовна. Надеемся, что Ваше знакомство с этой замечательной книгой продолжится  в читальных залах библиотек нашего города!

Lyuba avtoryiОт редактора-составителя:

«…Слово «Сродники» в названии книги было близко и знакомо всем заонежанам – родственники, родные. А в Заонежье, судя по метрическим книгам, все друг другу сродники: или кровные, или восприемники – крестные, кумовья или сваты… А главное, все они - родственные души.

Люди здесь жили и по сей день живут размеренной деревенской жизнью. Растят детей. Стараются сохранять обычаи: человек должен знать, откуда он родом, кто были его предки. Недаром в народе говорят: «Чем глубже корни, тем крепче крона».

Откройте эту книгу – и хлынут воспоминания, которые так дороги каждому автору, несмотря на пережитое. Вы почувствуете на вкус заонежскую речь, что не сохранилась в первозданном виде, но до сих пор ой как богата, и не каждый ее поймет! А так хочется, чтобы не забывали язык своих предков дети и внуки: это для них в первую очередь написали книгу наши немолодые уже заонежане….»

 

Народ хо́дил с деревни в деревню пе́шком. Для отдыха путников и от непогоды устраивали сиделки - скамейки под навесом. А рядышком - крест ставили от нечистой силы и устанавливали копилки, ку́ды кажнай мог о́пустить деньги. И нико́гды случа́я не было, чтоб кто деньги во́ровал! Вот устои каки  были и люди тоже!

Из рассказа Мошникова Григория Алексеевича «Пусть память останется»

--------------------------------------------------------------------------------------------------

После во́йны я жи́ла и работала Великой Губе. И́ду о́днась, а встре́ту мни парень ну очень знакомый: солдатска шапка, галифе, кожаные наколенники. И пахма́тки (привычки) быдто знакомы – как ходит, как смеётся… Где ви́дла?  Не́ могу вспомнить!

Из рассказа Анастасии Александровны Ермолиной «Ходалая мостина»

_________________________________________________________________

CHastushkiБывало тётки Шура Пронькина и Шура Панфилова за́ведут частушки. О́дна: 

«Весела я весела, веселей всего села. Нету дроли заведенного, веселого, как я!». А дру́га ей по́дпеват: «А я сплясать сплясала бы и здробить здробила бы. Если б дома дали волю пятерых любила бы!»

Из рассказа Анастасии Кузьминичны Казистой «Я жизнь свою на песнях прожила»

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Мама по́мерла…Брат в армии был, о́тец в лагере, я учёбу бросила: на́ мни остались мо́и братья и сёстры - 3, 4, 6, 8, 9 и 12 лет. Обу́тки не было. В школу и́дти босиком нап, а осень: бе́жут, ноги в то́ску за́йдут. О́ны на́ их пописают и о́пять бе́жут.

Из рассказа Анны Семеновны Ермолиной «Нюра  Абрамкова из деревни Абрамково»

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Srodniki zal6Мы, робя́та, часто в во́йну играли, нас за это ругали: «Во́йну натуща́ете!» У́ меня было три дружка – Лёша Котов, Славик Харин и Юра Денисов, у́ всех о́тцы погибли на́ войне. Матери наши так и остались вечными солдатскими вдовами – ни о́дна больше замуж не вышла. 

Из рассказа Аркадия Григорьевича Панкратова «Мое голодное счастливое детство»

--------------------------------------------------------------------------------------------------

О́дин раз си́жу я на́ окне и вижу, что три солдата финские и́дут. Подходят к дому  и вдруг тихо мне го́ворят по-русски: «Не́ горюй, девочка, скоро мы при́дем!» Я обрадовалась, что это наши были, видно, в разведку ходили.

Из рассказа Александры Александровны Панфиловой «Каша из клевера»

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Бомбы падали прямо в гущу людей. вокруг валялись человеческие руки, ноги, головы, окровавленные тела, обрывки одежды…  Это был настоящий ужас, который стоит перед моими глазами вот уже 60 с лишним лет!

Из рассказа Валентины Александровны Толпеевой «Судьба моя, судьбинушка»

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Довезли нас до Шадринска Челябинской области, эшелон расформировали. Дальше ехали в открытом кузове грузовика в сильный мороз. Оказалось, что водитель ошибся дорогой, вернулись обратно - а это 100 километров. После такой дороги заболели и умерли Тамара, Витя и бабушка Катя. 

Из рассказа Аркадия Федоровича Захарова «Мост»

--------------------------------------------------------------------------------------------------

В декабре день короток, и обратно шли в по́тимнях. Впе́реди дед Егор ли́вкает,по́том баба Надя цы́путает, а по́том и мы друг за дружкой.  Обратно получилось до́йти бойче́е  - до́мой все-таки. Правда, у́ меня ка́танки бо́льши были, так спа́дывали.

Из рассказа Валентины Дмитриевны Соловьевой «Хождение по мукам»

----------------------------------------------------------------------------------------------------

… Потуды́ек выпьем чаю,

Хочешь, ба́енку стоплю́,

Я ж от за́боли скучаю,

Я ж от за́боли люблю!

…Не послу́хал кро́каль ста́рой,

Вот «еро́й кверху дырой»!

Мни́ково так то́сно стало,

Я за ѓим, как за горой…

Из стихотворения Валентины Ивановны Росликовой «От заболи»

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Вдвоем с соседом держали водяную мельницу, что стояла на речке Я́ндома в Ко́нецгубье. Сами пахали и сеяли,  рыбу ловили, четверых детей приучали к работе. Все жили честным трудом. «Чужая крохо́тка – не находка», - так говорили в семье.

 Из рассказа Тамары Дмитриевны Солдатовой «Мой дед, которого я не знала»

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Помнишь, после спатьлега, рано вы́пялишься: кала́йдает посудой в фате́ре бабушка, чи́райдает на сковоро́ды: лепешки аль бли́ны? Наке́нтаемся и за́ свои ребячьи дела: земляники ло́згом везде! Си́днем не сидели: жу́рава в поле карау́лили, жи́жалюху на ровнице за́ хвост дёргали.

Из рассказа Анны Леонидовны Панкрашовой «Письмо брату»

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Маленького Михея Абрамова заприметили монахи Соловецкого монастыря и упросили родителей отдать мальчика к ним на обучение иконописи. Несколько лет Михей обучался иконописному ремеслу, а потом вернулся в Космозеро. Ему 18 лет было, когда там как раз была построена церковь, и ему поручили ее роспись.

Из рассказа Натальи Васильевны Подгорной «Теплый камень детства или Я из семьи богомазов» 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Наш о́тец  Федор Иванович Скрознев лодки шил. Це́ло лето у́ ёга уходило на эту работу, по́тому как оди́нси делал. Мы уж всёгды помогали, как мо́гли, крутились рядом, и он нет-нет и кликнет нас:   

-  Веруха, по́дь-ка сю́ды! По́дай рубанок с полки!  Или:

- Надёха, подержи-ка  э́ттока, по́ка я зажимы по́дберу!

Из рассказа Надежды Федоровны Калининой и Веры Федоровны Бараусовой «Наш отец кижанки шил»

------------------------------------------------------------------------------------------------

Нас в семье нута было - 8 ро́бят. Председатель сельсовета  Мишин выхлопотал для́ двоих места в интернате. Си́дим там, ждем приема. И вдруг папа го́ворит нам: «Айда, робя́та о́тсюль! Не́што нам тут и взять! Мо́же, мать нас не при́бьет, про́живем как-ни!». Воро́тились до́мой уж впо́тимнях . Папа и́де впе́реди, а мы по́зади ка́пшаем– бо́язно, что бу́де? И тут мама выбегае на́ крыльцо: «Слава тебе, Господи, при́вез на́зад!». Во́пит, нас о́бнимат… 

Из рассказа Галины Андреевны Куревиной  «Жизнь - она ведь такая»

------------------------------------------------------------------------------------------------

У́шел ее Митяша на́ войну 23 июня 1941 года, оставив Настю с двумя робя́тамы четырех и семи лет, а третий в животе был. «Так по́ нему вопе́ла, что и сил за деревню про́водить не было». А по́том «Пришло от милого писёмушко, Конвертик голубой. Распечатала, заплакала – в окопах милый мой».

Из рассказа Алевтины Константиновны Акинфиной «Ставь-ка, мама, самовар, золотые чашки…»

----------------------------------------------------------------------------------------------------

У моих родителей Клавдии Петровны и Александра Андреевича Малышевых было восемь детей.  На каждое лето мама брала племянников, детей ее сестры и брата. В отпуск приезжали их родители,  другие родственники. Готовили пироги, калитки, рыбники каждый день как на Маланьину свадьбу. Пюре для калиток делали в 10-литровом эмалированном ведре. Все были сыты. У нас была всего одна комната, но тесно нам никогда не казалось.

Из рассказа Галины Александровны Малышевой «Мы - Ананьинские»

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Были у нас и свои обязанности: пол в фате́ре да горнице вы́снимать. Бабушка всё́гды подна́чивала : «Мой вдоль, а не по́перек! А то намаешься со свекровой-та жить!» А по пятницам мы шо́ркали в сенях некрашеный пол го́ликом с озёрным песочком.

Из рассказа Ольги Яковлевны Богдановой «Бабуль, я приехала!»

----------------------------------------------------------------------------------------------

После сбора урожая все колхозники собирались у кого-ни в и́збе на праздник – «о́тжимки» назывался. Председатель колхоза го́ворил речь поздравительну. Сначала всем застольем пели «Коробочку», а ко́гды заиграла мама «Барыню», вси пускались в пляс. Наплясались, сели за́ стол, мамка бантик на грифеле поправила и вдруг - «Ле́тят утки, ле́тят утки и два гу́ся.. » О́на перебират струны, а песня надрывно и то́сно (тоскливо) так и́знутри, из ду́ши рвётся: «Ой, кого люблю, кого люблю - не дождуся..»  - папы-то уж не было с намы.

 Это слова из рассказа Валентины Александровны Лаптевой «Телёнковы из Телятникова»

А вот эти строки из рассказа Валерия Васильевича Губина, он родом из Ламбасручья.  Не дожил он до праздника нашего, но книгу и свой рассказ в ней успел увидеть:

Вот уже 40 лет живу в городе, но он так и не стал для меня родным. Тянет на малую родину. Для меня Заонежье - это всё: мои мать и отец, сестры и братья, наш удивительный народ. Когда Сергей Беликов исполнил песню «Деревня», я понял что о нас лучше и не сказать: внутри что-то вдруг задрожало, слезы накатились на глаза. А слова до сих пор звучат: «Но все так же ночью, снится мне моя деревня. Отпустить меня не хочет родина моя…»  Память о нем останется в книге и среди земляков.

Фотографии, использованные для материала - http://gazeta-licey.ru/projects/russian-north/40701-zaonezhe-zagovorilo-video